Обобщающий этап

Третий этап экологического проекта предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей. На этой же стадии разрабатываются различные рекомендации. В процессе работы по данному этапу дошкольники сочиняют рассказы и сказки, иллюстрируют их, отражают результаты наблюдений в играх, составляют задачи, придумывают природоохранные знаки, проводят праздник «День дерева» и изготавливают для дерева подарки, вместе с родителями составляют рекламу дерева, ищут литературу о нем.

Примеры игр.

Игра «Если бы я был деревом...». Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток на занятиях, уроках, на прогулке, во время экскурсий. Ребята уже знают особенности своего растения. Деревья бывают высокими и низкими, тонкими и толстыми. У одних из них — раскидистая крона, у других — ветви опущены или приподняты.

Первый вариант игры. Предложите участникам проекта изобразить своих новых друзей.
В одном из заданий подготовительного этапа уже указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

Второй вариант: представители одной группы (или один ребенок) изображают свое дерево, а остальные отгадывают его название. В этом случае дети пытаются отразить характеристики растения определенного вида.

Третий вариант: предложите ребятам представить, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить их дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, медленно или быстро. Пусть участники игры объяснят свои движения. (Как правило, в своих пояснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения.)

Игра «Дерево — это...» развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения. Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево в жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы дерево — это...» (варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб — это...» (его жилище, место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это...» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это...» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть...). «Дерево для мебельщика — это...» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это...» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это...» (чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдали, работая по проекту.

Игра «Что будет, если...». Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом, если... (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разделите ребят на две команды. Участники первой будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.

Последний этап проекта включает и составление рекомендаций. Какие же рекомендации могут составить дошкольники? Нам кажется, они должны отражать прежде всего отношение ребят к природе, к деревьям, их представления о жизни этих растений, о необходимости их охраны, особенностях ухода за ними. В какой-то степени эти рекомендации могут служить и в качестве диагностики результатов работы по проекту, так как отражают изменения в поведении, знаниях, отношении ребят к окружающему миру. Так, дошкольники могут ответить на ряд вопросов: «Что я могу сделать для нашего (своего) дерева?», «Что я могу сделать для всех деревьев?», создать серию природоохранных знаков, отремонтировать старые книги, собрать макулатуру, посадить деревья на территории детского сада или в его окрестностях.

В заключение отметим, что проект «Здравствуй, дерево!» может послужить образцом для разработки проектов по самым разнообразным темам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: