Выбор объекта исследований

Важным моментом подготовительного этапа является выбор объекта исследований. Им может стать любое дерево — дикорастущее или культурное, декоративное; характерное для местной флоры или интродуцированное (то есть не произрастающее в природных условиях вашего региона). Это не имеет значения на стадии выбора, но найдет отражение в особенностях развития, внешнем облике растения, а следовательно, и в результатах наблюдений. В северных регионах можно наблюдать за карликовыми формами деревьев (березы, ивы). Если же в вашей местности или поблизости от учреждения нет деревьев, разработайте проект по изучению крупного древовидного комнатного растения.

Перед вами непростая задача: с одной стороны, нужно предоставить детям свободу выбора, с другой, сделать так, чтобы вся группа пришла к согласию. Вы можете ненавязчиво помочь дошкольникам сделать свой выбор, обратив внимание на то или иное растение, рассказав о нем что-нибудь интересное. Дерево-друг может расти на участке группы или на экологической тропинке.

Выбираем дереву «имя». Поскольку дети общаются с деревьями на равных, предложите им не только выяснить, как называется их растение, но и придумать ему «имя». Можно провести конкурс на самое интересное, оригинальное имя. (В нем с удовольствием поучаствуют и родители.) Желательно, чтобы ребята называли дерево, учитывая его особенности, например, внешний облик или «характер» объекта исследований. Можно использовать существующие слова, можно придумывать свои. Дети любят сочинять, и в этом их следует поощрять. Анализ детских высказываний показал, что придуманные ими «имена» деревьев можно разделить на несколько групп. Первая — «человеческие». Чем младше дети, тем чаще они называют свое дерево обычным именем (причем как женским, так и мужским) — Саша, Маша, Яна, Аннушка, Аленушка. Возможно, детям хочется, чтобы у деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Таким образом они выражают свое отношение к дереву как к равному, как к другу. Одна девочка, посоветовавшись с мамой, предложила назвать старый дуб «Петр I», так как, по ее словам, «у него сильный, мужественный характер». Вторая группа имен — это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева. Названия такого типа обычно предлагают дети 6—10 лет. Создание новых слов — это и развитие творчества, речи, наблюдательности. Например, дерево, получившее необычное имя «Среднекан», было названо так потому, что «оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними». Дерево «Подик» растет под окном («К слову “под” я только добавила суффикс “-ик”», — такое объяснение дала автор этого «имени»). Третья группа слов — «имена» деревьев отражают их особенности, но при этом ребенок использует уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза), Ежик (ель), Великан (дуб), Росинка, Солнышко, Невеста (яблоня или вишня в цвету).

Анализ детских рассказов, рисунков, выполненных в рамках проекта, показал: детям очень нравится называть свое дерево по имени, а не по родовому признаку. Видимо, таким образом они выражают свое отношение к растению, выделяют его среди других.

Подготовка альбома «Наше дерево» (для записей результатов исследований)

Для оформления результатов работы заранее приготовьте «Дневник наблюдений» — отдельную тетрадь (достаточно объемную) или альбом. Удобно использовать и прозрачные файлы, из которых легко сделать папку. В файлы вкладываются листы с результатами наблюдений, детские рисунки, осенние листья и т.п. В тетради ребята сами или вместе с педагогом (часто и при помощи родителей) фиксируют результаты исследований, рисуют. На отдельных страницах взрослый записывает их рассказы, сочинения, сказки. На титульном листе указывается название проекта: «Наше дерево». Можно предложить детям оформить лист обложки так, как им хочется — что-нибудь на ней нарисовать, наклеить. Условие одно: все рисунки, наклейки должны иметь отношение к рассматриваемой теме.

На первой странице тетради дошкольники изображают портрет дерева и подписывают (если умеют) его название и «имя», например: «Береза Беляночка». По желанию можно нарисовать себя рядом с деревом и написать свои имена. Рисунок может заменить фотография «Мы и наше дерево».

Вторая страница тетради называется «Что нужно нашему дереву?». Предложите своим воспитанникам подумать над тем, что требуется их дереву для жизни, без чего оно не может прожить. Как правило, на этой страничке дошкольники предлагают нарисовать солнце (дереву нужны свет и тепло), воду (капелька воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя, ветер (он может разносить семена некоторых деревьев или опылять их цветки), пчелу или шмеля. Редко кто вспоминает о воздухе, поскольку его трудно изобразить. Предложите ребятам придумать свой вариант изображения воздуха (не путать с ветром!), например, вырезать на листе бумаги отверстие-окошко и заклеить его прозрачной лентой (воздух невидим). В крайнем случае можно просто договориться, что воздух прозрачный, он «прячется» на картинке, но вы все равно помните о его существовании. Перечисляя все эти объекты, мы закладываем в детях представление о взаимосвязи дерева (растения) с объектами живой и неживой природы (воздух, вода, свет, тепло, почва, животные) и формируем представление о том, что живой организм не может жить сам по себе, он обитает в определенной среде, а его жизнь зависит от многих факторов.

При обсуждении содержания второй страницы нужно обратить внимание на следующие моменты.

1. Солнце — источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Пусть дети подумают, любит ли их дерево свет, где оно растет (на открытом или затененном участке). Солнечные лучи играют еще одну важную роль в жизни растений. Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовиться к зиме (в этом случае в экологии свет называется сигнальным фактором). В то же время на открытом месте некоторые деревья могут и пострадать от солнечных лучей, получить своеобразный солнечный ожог.

2. Солнце — источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Обязательно обратите внимание детей на этот факт, так как у многих ребят с раннего детства формируется уверенность в том, что чем больше поливать дерево, тем лучше. Этому заблуждению отчасти способствуют и многие рассказы, в которых повествуется о том, что люди (подразумевается, что они ведут себя правильно) сажают и постоянно поливают растения. Представления участников проекта о необходимости обильного полива всех
растений отразились, например, в таких высказываниях: «Я буду часто-часто поливать свое дерево», «Я принесу ему много воды», «Я каждый день буду поливать наше дерево». Причем это касалось любого вида, даже тех, которые не переносят избытка влаги. С точки зрения экологии важно, чтобы дети понимали, что вода нужна растениям в разном количестве, что от чрезмерного полива и неграмотного ухода растения гибнут так же, как и от недостатка влаги. Для того чтобы делать добро, нужно не только любить природу, но и знать ее!

Воду дерево получает с дождем, «пьет» ее из земли-почвы. Кроме дождей, бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Например, снег тоже можно нарисовать на второй странице, так как он укрывает корни, словно теплая шуба, спасает их от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4. Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух. От грязного они погибают (например, если растут вблизи предприятий, автодорог). В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для дыхания человека и других живых существ.

5. Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6. Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (Не называйте последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных»: и жуки, и гусеницы — все они необходимы для поддержания экологического равновесия!)

7. Пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).

8. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится «пищи» для деревьев.

Помимо природных факторов, дети (уже по собственной инициативе) часто рисуют на второй странице альбома предметы ухода за деревом: лопату, лейку, грабли, а также собаку, кошку, которые «не дают дереву скучать». Все эти и другие подобные рисунки имеют право на существование, но педагогу следует сделать акцент не на них, а на природных объектах, без которых жизнь дерева невозможна. Символы неживой и живой природы должны обязательно присутствовать в тетради, а все остальное может изображаться по предложению и желанию юных исследователей. Дополнительные рисунки могут стать темой для дискуссий. Например: «Может ли дерево прожить без лейки, лопаты?»; «Кто ухаживает за деревьями в лесу?»; «Может ли растение прожить без помощи человека?».

Третью страницу можно условно назвать «Паспорт нашего дерева». Здесь указываются общие данные: возраст, высота, «ширина» (диаметр ствола), «соседи», наличие молодых деревьев того же вида или его поросли («деток»), гнезд на дереве.

На остальных страницах альбома педагог (ребята постарше могут это сделать сами) периодически записывает впечатления, высказывания детей, результаты наблюдений, а сами участники проекта рисуют. (Например, страничка «Наше дерево под снегом», «Земля-почва», «Листья», «Корни», «Кора», «Кто с деревом дружит» и т.д.) Названия страничек и их количество зависит от частоты наблюдений и их разнообразия. На отдельных листах изображаются «портреты дерева» в разное время года. Родители обычно помогают оформить страничку с загадками, пословицами, поговорками, стихами.

Таким образом, на подготовительном этапе перед педагогом и детьми ставятся следующие основные задачи.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее «имя».
3. Узнать, кто посадил растение. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.
4. Познакомиться со своим деревом — подойти к нему, сказать «Здравствуй!», шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.
5. Подготовить оборудование для исследований и альбом, в котором отмечаются результаты наблюдений за жизнью дерева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: