Роль международных стандартов в управлении качеством

Центр управления качеством

Технологические структуры


Производственные структуры



Рис. 9. 4. Положение центра управления качеством продукции

при управленческом уровне управления качеством

Управление этим процессом возлагается либо на первого руководителя организации, либо на соответствующие службы вышестоящей организации. Единый подход к формированию качества всей деятельности организации и характеризует системный подход.

Управленческий уровень - это перспектива развития организации.

Международная организация по стандартизации, ISO (International Standart Organisation) - признанная в мировом сообществе международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества.

Стандарт ISO 9000 – «Система управления качеством на производстве» относится к управлению качеством продукции. Это серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций. Соблюдение этих стандартов организацией свидетельствует о том, что она присоединяется к международному сообществу в понимании процедур управления качеством продукции.

Цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции организации-поставщика.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000.

ISO 9000 определяют 8 принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения качества:

Принцип 1 - Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Принцип 2 - Лидерство руководителей. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации

Принцип 3 - Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Принцип 4 - Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Принцип 5 - Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности достижения организацией поставленных целей.

Принцип 6 - Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Принцип 7 - Принятие решений, основанных на фактах. Результативные решения основываются на анализе данных и информации.

Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность.

Стандарты, входящие в серию ISO 9000:

• ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

• ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования». Предназначен для организаций, занимающихся исследованиями, разработкой продукции, ее сервисным обслуживанием, контролем, испытаниями и тестированием.

• ISO 9004. Содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Предназначен для организаций, не связанных с контрактными поставками.

• ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

В описании системы ISO 9000 детализируются приведенные общие функции в виде набора мероприятий, которые можно представить как четыре этапа управления качеством:

Этап 1

1. Формулирование главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые конечные результаты.

2. Выбор системы оценки качества: авторским способом, способом бенчмаркинг или сравнением со стандартами.

3. Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.

Этап 2

4. Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).

5. Определение потребности в ресурсах.

6. Формирование инструкций по применению стандартов, форм отчетности и методике проведения функционального аудита качества продукции.

Этап 3

7. Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.), для корректировки процесса улучшения качества.

8. Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.

Этап 4

9. Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900Х.

10. Проведение процедур оценки качества продукции.

11. Составление отчета о проведении оценки качества продукции.

12. Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.

Большую роль в повышении качества процесса разработки управленческих решений и эффективности реальных результатов от их реализации играет организационная сторона при создании творческого коллектива. Руководитель должен формировать стимулирующие условия для эффективной работы коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: