Центр управления качеством
Технологические структуры |
Производственные структуры |
Рис. 9. 4. Положение центра управления качеством продукции
при управленческом уровне управления качеством
Управление этим процессом возлагается либо на первого руководителя организации, либо на соответствующие службы вышестоящей организации. Единый подход к формированию качества всей деятельности организации и характеризует системный подход.
Управленческий уровень - это перспектива развития организации.
Международная организация по стандартизации, ISO (International Standart Organisation) - признанная в мировом сообществе международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.
Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества.
Стандарт ISO 9000 – «Система управления качеством на производстве» относится к управлению качеством продукции. Это серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций. Соблюдение этих стандартов организацией свидетельствует о том, что она присоединяется к международному сообществу в понимании процедур управления качеством продукции.
Цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции организации-поставщика.
Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000.
ISO 9000 определяют 8 принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения качества:
Принцип 1 - Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Принцип 2 - Лидерство руководителей. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации
Принцип 3 - Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Принцип 4 - Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Принцип 5 - Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности достижения организацией поставленных целей.
Принцип 6 - Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Принцип 7 - Принятие решений, основанных на фактах. Результативные решения основываются на анализе данных и информации.
Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность.
Стандарты, входящие в серию ISO 9000:
• ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
• ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования». Предназначен для организаций, занимающихся исследованиями, разработкой продукции, ее сервисным обслуживанием, контролем, испытаниями и тестированием.
• ISO 9004. Содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Предназначен для организаций, не связанных с контрактными поставками.
• ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
В описании системы ISO 9000 детализируются приведенные общие функции в виде набора мероприятий, которые можно представить как четыре этапа управления качеством:
Этап 1
1. Формулирование главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые конечные результаты.
2. Выбор системы оценки качества: авторским способом, способом бенчмаркинг или сравнением со стандартами.
3. Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
Этап 2
4. Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
5. Определение потребности в ресурсах.
6. Формирование инструкций по применению стандартов, форм отчетности и методике проведения функционального аудита качества продукции.
Этап 3
7. Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.), для корректировки процесса улучшения качества.
8. Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.
Этап 4
9. Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900Х.
10. Проведение процедур оценки качества продукции.
11. Составление отчета о проведении оценки качества продукции.
12. Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.
Большую роль в повышении качества процесса разработки управленческих решений и эффективности реальных результатов от их реализации играет организационная сторона при создании творческого коллектива. Руководитель должен формировать стимулирующие условия для эффективной работы коллектива.