double arrow
Инспекционный контроль

Создание службы контроля качества

Инспекционный контроль

С целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля на всех стадиях строительства должен выборочно осуществляться инспекционный контроль. Указанный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями (отдельными специалистами), которые создаются (назначаются) руководителем строительной организации.

По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ обязательно должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом необходимо учитывать требования авторского надзора проектных организаций, технического надзора заказчика и органов государственного надзора и контроля.

В соответствии с законодательством строительная организация обязана создать специальную службу, которая будет осуществлять контроль качества строительно-монтажных работ на всех стадиях строительства. При этом у строительных предприятий есть два варианта надлежащей организации контроля качества строительно-монтажных работ, которые тем не менее не являются взаимоисключающими.

Во-первых, организация может создать и сертифицировать систему менеджмента качества строительно-монтажных работ на основании требований СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) от 20.02.2009 №8.




Во-вторых, возможно создать службу контроля качества (далее – СКК) строительно-монтажных работ и аттестовать ее по процедуре, предусмотренной ТКП 45-1.01-47-2006 (02250) «Строительство. Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры от 28.06.2006 № 168 (далее – ТКП 45-1.01-47-2006). При этом название структурного подразделения, которое создано и аттестовано в соответствии с ТКП 45-1.01-47-2006, не имеет принципиального значения – это может быть служба контроля качества, испытательное подразделение, отдел технического контроля, испытательная лаборатория, отдел контроля качества и т.д.

Если строительная организация имеет численный состав сотрудников не более 15 человек, то она не обязана создавать у себя службу контроля качества в виде отдельного структурного подразделения.



Необходимо отметить, что организация по оценке технической компетентности, выдавшая свидетельство, обязана проводить инспекционный контроль строительной организации как минимум один раз в 5 лет.

В п. 11.2.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что инспекционный контроль проводится по программе, утверждаемой руководителями организаций по оценке технической компетентности, которая должна включать, в том числе, оценку организационной структуры испытательных подразделений и всех произошедших в ней изменений, оценку обеспеченности испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией, анализ материалов поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования, оценку правильности оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний, результаты деятельности испытательных подразделений по обучению и повышению квалификации персонала, оценку результатов внутреннего аудитадеятельности персонала, результаты устранения в испытательной работе несоответствий установленным требованиям, оценку соответствия выполняемых при испытаниях процедур требованиям ТКП 45-1.01-47-2006 и Положения об испытательном подразделении.

По результатам инспекционного контроля оформляется акт. В этом документе дается оценка деятельности службы контроля качества и ее соответствию требованиям ТКП 45-1.01-47-2006, отмечаются недостатки, выявленные в процессе контроля. С актом знакомят руководителей предприятий, в состав которых входят испытательные подразделения.

При отрицательных результатах инспекционного контроля организации по оценке технической компетентности могут принять решение о приостановлении срока действия или об отмене свидетельства.

Что касается продления срока действия свидетельств о технической компетентности службы контроля качества, то за 3 месяца до окончания срока действия свидетельств строительная организация направляет заявку на проведение очередной оценки технической компетентности. По общему правилу очередная оценка технической компетентности испытательных подразделений проводится в том же порядке, что и оценка при первой аттестации службы контроля качества.

Тем не менее, процедуру проведения очередной оценки технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности в зависимости от результатов инспекционного контроля и анализа материалов, характеризующих деятельность испытательных подразделений (актов проверки органов государственного метрологического надзора, государственных органов строительного надзора и т.д.). При положительных результатах очередной оценки технической компетентности оформляется и регистрируется новое свидетельство за тем же порядковым номером.

При изменении продукции, видов испытаний, стандартов на методы испытаний или изменении юридического статуса испытательных подразделений проводится внеочередная оценка технической компетентности. По результатам такой оценки оформляется новое свидетельство с указанием новой области технической компетентности или дополнение к существующей области технической компетентности за тем же порядковым номером. Порядок проведения внеочередной оценки технической компетентности и внесения дополнений к области технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности.

Отдельно отметим, что организации по оценке технической компетентности могут приостановить или отменить действие свидетельств служб контроля качества и соглашений к ним при отрицательных результатах инспекционного контроля и (или) поступлении претензий к деятельности испытательных подразделений от органов государственного надзора.

Невыполнение испытательными подразделениями соглашений, отказ от проведения и оплаты инспекционного контроля также является основанием для отмены действия свидетельств.

Решение о приостановлении действия свидетельств и соглашений к ним принимается в том случае, если путем проведения корректирующих мероприятий, согласованных с организациями по оценке технической компетентности, выдавшими свидетельства, испытательные подразделения в установленный срок устраняют выявленные несоответствия. Действие свидетельств приостанавливается на срок проведения корректирующих мероприятий.

Решение об отмене свидетельств и соглашений к ним принимается организациями по оценке технической компетентности при невыполнении испытательными подразделениями корректирующих мероприятий в установленный срок.

Тема 6. Контроль качества при выполнении основных общестроительных работ.

Производственный контроль качества строительных и монтажных работ должен включать:

- входной контроль качества проектной документации, строительных материалов, изделий и оборудования;

- операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций;

- приемочный контроль выполненных работ.

Более 80 % дефектов на строительстве объектов связаны с отступлениями от проектов и СНиП при производстве работ на строительной площадке. Поэтому операционный контроль качества является основным видом производственного контроля. При систематическом осуществлении контроля в ходе выполнения операций прорабы и мастера могут своевременно выявлять и устранять дефекты, принимать меры по их предупреждению.

Основные задачи операционного контроля качества:

- обеспечение соответствия выполняемых СМР проекту и требованиям нормативных документов;

- своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, принятие мер по их устранению;

- повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих, звеньев, бригад, линейных специалистов) за качество выполненных ими работ.

Качество выполнения СМР в значительной мере зависит от знания исполнителями работ и лицами, контролирующими качество их выполнения, основных требований к качеству работ и допускаемых отклонений.

Операционный контроль возлагается на прорабов и мастеров, осуществляющих руководство строительством зданий и сооружений. В необходимых случаях могут привлекаться строительные лаборатории и геодезические службы. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ.

Основными документами при операционном контроле качества являются строительные нормы Беларуи (СНБ) «Организация, производство и приемка работ», технологические карты и схемы операционного контроля качества (СОКК).

СОКК должны разрабатываться на все строительные и монтажные процессы строительными организациями или по их заказу научными организациями. Рекомендуется широкое использование типовых СОКК. Руководство строительной организации до начала работ должно передать непосредственному руководителю работ по строительству объекта (мастеру, прорабу) комплект СОКК в составе проекта производства работ (ППР) и технологических карт.

Организация операционного контроля качества и установление надзора за его осуществлением возлагается на главных инженеров строительных организаций.

Прорабы и мастера обязаны требовать от бригад предъявления законченных операций для проверки качества их выполнения до начала последующих. Все выявленные в ходе контроля дефекты должны быть устранены.

Бригады должны сами по СОКК контролировать качество выполнения своих работ, т.е. осуществлять самоконтроль.

Разработанные настоящие карты-схемы операционного контроля качества состоят из четырех частей:






Сейчас читают про: