Гелиоцентризм эпохи Возрождения

Натурфилософская картина мира.

Несмотря на то, что природа получает пантеистическую трактовку, абсолютного возврата к космоцентризму античности не происходит. Природа (живая и неживая) трактуется как нераздельное целое, пронизанное божественными силами; разгадать причину этого единства – основная задача человека. Натурфилософы Возрождения предложили несколько вариантов решения этой проблемы. Так, Парацельс (1493-1541) - немецкий врач, алхимик и астролог - исходным принципом единства мира называет некие магические силы, которые обнаруживают себя и в строении живых существ (растений, животных, человека, ангелов), и в стихиях неодушевленных. Каждой части и функции природы соответствует свое одушевленное начало – архей (подобие души в человеке). Человек может постигнуть это начало и управлять им при помощи магии. По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является тайна (отсюда обращение к магии и алхимии). Таким образом возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек – активное начало, познающее и подчиняющее себе природу.

Новые тенденции в философии и науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1546-1642).

Художник и ученый Леонардо да Винчи с читал опыт «наставником всех наставников», рассматривая саму мудрость как «дочь опыта», утверждал, что истина сводится к «одному единственному решению». Опыт он понимает не как пассивное наблюдение, а как активное целенаправленное вмешательство в природу - как эксперимент. Натурфилософские опыты проявляются в художественном творчестве Леонардо: утверждение перспективы и трехмерной живописи, интерес к пейзажу, зарисовки растений и животных, анатомические эскизы.

Николай Кузанский подверг сомнению геоцентрическую картину мира античности – средневековья (согласно которой неподвижная Земля находится в центре вселенной). Тем самым была подготовлена коперниканская революция в астрономии, окончательно устранившая геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира.

Николай Коперник (1473-1543) - ученый, философ, экономист, врач и государственный деятель в труде «Об обращении небесных сфер» (1543) основывает новую астрономическую систему, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси (так объясняется смена дня и ночи) и вокруг Солнца (которое помещено в центр мира). Философско-мировоззренческая концепция Коперника освобождает естествознание от теологии и убеждает в способности человеческого разума постичь истину.

Джордано Бруно (1548-1600) - «О причине, начале и едином» - опираясь на философию Кузанского и на астрономию Коперника, создал последовательное пантеистическое учение о безграничности Вселенной.

«Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, то есть пустой и в то же время наполненной бесконечности. Поэтому вселенная одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна». Вселенная вечна и неподвижна, у Вселенной нет центра, или - центр Вселенной везде. В работе «О бесконечности Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...»

Бруно высказал мысль о возможности существования жизни вне Земли и в иных формах: «однако не подобает считать, что есть часть мира без души, жизни, ощущения, а следовательно, и без живых существ. Ведь глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные ощущения, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам».

Гилозоизм и панпсихизм (представления, о всеобщей одухотворенности природы) Дж. Бруно. Способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии, Бруно называет «душой мира», которая не только существует внутри материи, но и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум и является внутренним двигателем материи. Идеи античного неоплатонизма (суждения о Едином и мировой душе - гилозоизм и панпсихизм) соединились у Бруно с материализмом в понимании Вселенной (материя - живое и активное начало, природа – чувственно-материальный мир). В результате церковные догматы о сотворении мира, о начале мира и грядущем его конце были им отвергнуты, природа, а не Бог наделена активным творческим импульсом: «Природа есть Бог в вещах». Учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. В 1700 году Дж.Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме.

Галилео Галилей (1564-1642) вработе«Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» впервые вводит понятие закона природы. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Т.е. природа должна стать настоящим предметом синтеза философии и науки. В трактате "О движении" он разработал принципы механики, ее важнейший раздел – динамику. В 1633 г. состоялся процесс инквизиции над Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений», но суд только привлек большее внимание к учению Галилея. В результате деятельности Галилея утвердились методы экспериментального и математического исследования, что положило начало основам современной науки. Эти идеи усилены открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца.

Иоганн Кеплер (1571-1630) - немецкий математик, физик и философ, основатель научной астрономии открывает законы движения планет и придает новые основания механистической картине мира, развитой впоследствии Ньютоном. Итак, основным достижением натурфилософии Возрождения явились соединение методики естествознания и философии и становление метода научного исследования, который заключается в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчетах на практике, экспериментальной (опытной) проверке гипотезы. 4.Социально-политические учения эпохи Возрождения. Формирование нового светского мировоззрения, основанного на гуманизме и антропоцентризме, приводит к становлению социальной и политической философии. Основные черты социально-политической философии Возрождения: 1)теологическая средневековая концепция государства вытесняется идеей светского, секулярного государства; 2) центральной, отправной точкой становится личность – индивид-гражданин; 3) разум, рациональное начало образовывает фундаментальную идею государства; 4) применение практических, опытных знаний при создании теоретических моделей.

Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель, автор книги «Государь». В этом философско-политическом трактате Макиавелли анализирует способы и методы осуществления политической деятельности, провозглашая главным законом политической морали «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими». Основные темы «Государя» звучат актуально: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово?», «Каким образом избегать ненависти и презрения?», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?», «Как избежать льстецов?». Очень современными выглядят и многие советы Макиавелли: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает»; «В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность», «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне».

«Макиавеллизм» - такое название получил феномен жесткого метода правления, лицемерного нарушения норм морали в политике. Макиавелли склонен видеть в лицемерии принцип политики, оправдывая его государственным интересом. По его мнению, на начальном этапе формирования государства необходимо единовластие, но обретя силу и устойчивость, оно может перейти к «народному правлению». Из разнообразных форм правления — монархии, олигархии и республики, Макиавелли выбирает «народное правление». Республиканские убеждения Макиавелли ярко раскрылись в его последнем крупном произведении — «История Флоренции». Макиавелли впервые подчеркивает роль борьбы в обществе: столкновения интересов отдельных групп правящей верхушки, выступления широких слоев городского населения. Социальные противоречия и интересы предстают у него одним из важнейших факторов исторического развития.

Утопический социализм. Социальные утопии Т. Мора и Т.Кампанеллы направлены на поиски лучшего государственного строя. В своих произведениях эти авторы пытались создать идеал общества, в котором люди равны между собой, отсутствует частная собственность, труд-обязанность всех, разделение продукта труда происходит по потребностям.

Томас Мор (1478 - 1535) - основатель утопического социализма, английский мыслитель, писатель, святой католической церкви, автор романа «Утопия»; создал первую теорию стройной социалистической системы.

Утопия (греч. – «место, которого нигде нет») - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов; от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники; мужчины и женщины имеют равные права (и равные обязанности); жители верят в Бога, но существует и полная веротерпимость.

«Утопия» - это литературно-политический памфлет, в котором критикуется современное государственное устройство. Основной причиной несовершенств государства называется частная собственность, противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных. Частная собственность и деньги рождают преступления и несправедливость.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) – священник, представитель итальянской философии природы, но более значительную роль сыграло его социальное учение: «Город Солнца», «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Он отстаивает единство церковной и светской власти. «Город Солнца» написан через сто лет после «Утопии» Томаса Мора. В нем Кампанелла рисует идеальное общество, где трудятся все, нет «праздных негодяев и тунеядцев». Правит городом учёная аристократия. При этом каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Большим почетом пользуется тот, кто знает большее число искусств ремесел; человек занимается тем, к чему он проявил способность и интерес. «Самые тяжелые ремесла… считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими… Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины». Четырехчасовой рабочий день дает возможность каждому разносторонне развиваться в свободное время (изучать науки, заниматься физическими упражнениями). Собственность (основная причина зла) и семья (причина эгоизма) упразднены. Народное образование и воспитание – одна из главных функций государства.

Литература.

1.Кузанcкий Н. Об ученом незнании. //Кузанcкий Н. Соч. в 2 т., т. 1. М., 1979.

2.Лоcев А.Ф. Эcтетика Возрождения. М., Мыcль, 1978.

3.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

4.Рассел Б. История западной философии. Т.1-2. - М.: МИФ, 1993.

5.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-т СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994. - 1997.

6.Соколов В.В. Европейская философия ХУ – ХУП веков. – М.: Высш. шк., 1996. – 400 с.

7.Горфункль А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения / А. Х. Горфункль. – М, 1977.

Горфункль А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункль. – М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: