Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Гелиоцентризм эпохи Возрождения




Натурфилософская картина мира.

Несмотря на то, что природа получает пантеистическую трактовку, абсолютного возврата к космоцентризму античности не происходит. Природа (живая и неживая) трактуется как нераздельное целое, пронизанное божественными силами; разгадать причину этого единства – основная задача человека. Натурфилософы Возрождения предложили несколько вариантов решения этой проблемы. Так, Парацельс (1493-1541) - немецкий врач, алхимик и астролог - исходным принципом единства мира называет некие магические силы, которые обнаруживают себя и в строении живых существ (растений, животных, человека, ангелов), и в стихиях неодушевленных. Каждой части и функции природы соответствует свое одушевленное начало – архей (подобие души в человеке). Человек может постигнуть это начало и управлять им при помощи магии. По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является тайна (отсюда обращение к магии и алхимии). Таким образом возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек – активное начало, познающее и подчиняющее себе природу.

Новые тенденции в философии и науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1546-1642).

Художник и ученый Леонардо да Винчи считал опыт «наставником всех наставников», рассматривая саму мудрость как «дочь опыта», утверждал, что истина сводится к «одному единственному решению». Опыт он понимает не как пассивное наблюдение, а как активное целенаправленное вмешательство в природу - как эксперимент. Натурфилософские опыты проявляются в художественном творчестве Леонардо: утверждение перспективы и трехмерной живописи, интерес к пейзажу, зарисовки растений и животных, анатомические эскизы.

Николай Кузанский подверг сомнению геоцентрическую картину мира античности – средневековья (согласно которой неподвижная Земля находится в центре вселенной). Тем самым была подготовлена коперниканская революция в астрономии, окончательно устранившая геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира.

Николай Коперник (1473-1543) - ученый, философ, экономист, врач и государственный деятель в труде «Об обращении небесных сфер» (1543) основывает новую астрономическую систему, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси (так объясняется смена дня и ночи) и вокруг Солнца (которое помещено в центр мира). Философско-мировоззренческая концепция Коперника освобождает естествознание от теологии и убеждает в способности человеческого разума постичь истину.




Джордано Бруно (1548-1600)- «О причине, начале и едином» -опираясь на философию Кузанского и на астрономию Коперника, создал последовательное пантеистическое учение о безграничности Вселенной.

«Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, то есть пустой и в то же время наполненной бесконечности. Поэтому вселенная одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна». Вселенная вечна и неподвижна, у Вселенной нет центра, или - центр Вселенной везде. В работе «О бесконечности Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...»

Бруно высказал мысль о возможности существования жизни вне Земли и в иных формах: «однако не подобает считать, что есть часть мира без души, жизни, ощущения, а следовательно, и без живых существ. Ведь глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные ощущения, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам».

Гилозоизм и панпсихизм(представления, о всеобщей одухотворенности природы)Дж. Бруно.Способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии, Бруно называет «душой мира», которая не только существует внутри материи, но и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум и является внутренним двигателем материи. Идеи античного неоплатонизма (суждения о Едином и мировой душе - гилозоизм и панпсихизм) соединились у Бруно с материализмом в понимании Вселенной (материя - живое и активное начало, природа – чувственно-материальный мир). В результате церковные догматы о сотворении мира, о начале мира и грядущем его конце были им отвергнуты, природа, а не Бог наделена активным творческим импульсом: «Природа есть Бог в вещах». Учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. В 1700 году Дж.Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме.

Галилео Галилей (1564-1642)вработе«Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» впервые вводит понятие закона природы. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Т.е. природа должна стать настоящим предметом синтеза философии и науки. В трактате "О движении" он разработал принципы механики, ее важнейший раздел – динамику. В 1633 г. состоялся процесс инквизиции над Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений», но суд только привлек большее внимание к учению Галилея. В результате деятельности Галилея утвердились методы экспериментального и математического исследования, что положило начало основам современной науки. Эти идеи усилены открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца.



Иоганн Кеплер (1571-1630) - немецкий математик, физик и философ, основатель научной астрономии открывает законы движения планет и придает новые основания механистической картине мира, развитой впоследствии Ньютоном. Итак, основным достижением натурфилософии Возрождения явились соединение методики естествознания и философии и становление метода научного исследования, который заключается в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчетах на практике, экспериментальной (опытной) проверке гипотезы. 4.Социально-политические учения эпохи Возрождения.Формирование нового светского мировоззрения, основанного на гуманизме и антропоцентризме, приводит к становлению социальной и политической философии. Основные черты социально-политической философии Возрождения: 1)теологическая средневековая концепция государства вытесняется идеей светского, секулярного государства; 2) центральной, отправной точкой становится личность – индивид-гражданин; 3) разум, рациональное начало образовывает фундаментальную идею государства; 4) применение практических, опытных знаний при создании теоретических моделей.

Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель, автор книги «Государь». В этом философско-политическом трактате Макиавелли анализирует способы и методы осуществления политической деятельности, провозглашая главным законом политической морали «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими». Основные темы «Государя» звучат актуально: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово?», «Каким образом избегать ненависти и презрения?», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?», «Как избежать льстецов?». Очень современными выглядят и многие советы Макиавелли: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает»; «В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность», «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне».

«Макиавеллизм» - такое название получил феномен жесткого метода правления, лицемерного нарушения норм морали в политике. Макиавелли склонен видеть в лицемерии принцип политики, оправдывая его государственным интересом. По его мнению, на начальном этапе формирования государства необходимо единовластие, но обретя силу и устойчивость, оно может перейти к «народному правлению». Из разнообразных форм правления — монархии, олигархии и республики, Макиавелли выбирает «народное правление». Республиканские убеждения Макиавелли ярко раскрылись в его последнем крупном произведении — «История Флоренции». Макиавелли впервые подчеркивает роль борьбы в обществе: столкновения интересов отдельных групп правящей верхушки, выступления широких слоев городского населения. Социальные противоречия и интересы предстают у него одним из важнейших факторов исторического развития.

Утопический социализм.Социальные утопии Т. Мора и Т.Кампанеллы направлены на поиски лучшего государственного строя. В своих произведениях эти авторы пытались создать идеал общества, в котором люди равны между собой, отсутствует частная собственность, труд-обязанность всех, разделение продукта труда происходит по потребностям.

Томас Мор (1478 - 1535) - основатель утопического социализма, английский мыслитель, писатель, святой католической церкви, автор романа «Утопия»; создал первую теорию стройной социалистической системы.

Утопия (греч. – «место, которого нигде нет») - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов; от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники; мужчины и женщины имеют равные права (и равные обязанности); жители верят в Бога, но существует и полная веротерпимость.

«Утопия» - это литературно-политический памфлет, в котором критикуется современное государственное устройство. Основной причиной несовершенств государства называется частная собственность, противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных. Частная собственность и деньги рождают преступления и несправедливость.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) – священник, представитель итальянской философии природы, но более значительную роль сыграло его социальное учение: «Город Солнца», «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Он отстаивает единство церковной и светской власти. «Город Солнца» написан через сто лет после «Утопии» Томаса Мора. В нем Кампанелла рисует идеальное общество, где трудятся все, нет «праздных негодяев и тунеядцев». Правит городом учёная аристократия. При этом каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Большим почетом пользуется тот, кто знает большее число искусств ремесел; человек занимается тем, к чему он проявил способность и интерес. «Самые тяжелые ремесла… считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими… Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины». Четырехчасовой рабочий день дает возможность каждому разносторонне развиваться в свободное время (изучать науки, заниматься физическими упражнениями). Собственность (основная причина зла) и семья (причина эгоизма) упразднены. Народное образование и воспитание – одна из главных функций государства.

Литература.

1.Кузанcкий Н. Об ученом незнании. //Кузанcкий Н. Соч. в 2 т., т. 1. М., 1979.

2.Лоcев А.Ф. Эcтетика Возрождения. М., Мыcль, 1978.

3.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

4.Рассел Б. История западной философии. Т.1-2. - М.: МИФ, 1993.

5.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-т СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994. - 1997.

6.Соколов В.В. Европейская философия ХУ – ХУП веков. – М.: Высш. шк., 1996. – 400 с.

7.Горфункль А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения / А. Х. Горфункль. – М, 1977.

Горфункль А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункль. – М., 1991.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 5260; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8497 - | 7029 - или читать все...

Читайте также:

 

3.83.236.51 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.