Подготовка речи

Особенности публичного выступления.

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

Лекция 8.

План

8.1. Особенности публичного выступления.

8.2. Подготовка речи.

8.3. Правила поведения оратора.

Ключевые слова: переговоры, произнесение, оратор, аудитория.

Публичная речь имеет самостоятельное значение, а также может быть включена в другие формы деловой коммуникации (деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации). Речь в деловой среде может быть направлена на достижение прагматических целей, например – речь адвоката – на эффективную защиту клиента, речь руководителя – на стимуляцию продуктивности работы сотрудников, для информирования, речь на митинге – чтобы убедить участников, склонить их к определенным действиям и т.д.

Речь, как компонент делового общения, должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

С технологической точки зрения к публичной речи предъявляются некоторые требования, которые рекомендуется неукоснительно соблюдать:

· Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!»

· Речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

· У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на следующие вопросы:

- Введение: Почему я говорю?

- Основная часть: Каково существующее положение? (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изменить существующее положение?).

- Заключение: Содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.

· Речь должна быть ориентирована на слушателей, не зависимо от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией.

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовке, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. К такой подготовке относится, прежде всего, обдуманная последовательность всех этапов работы.

Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи:

· Инвенция или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

· Диспозиция или, «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

· Элокуция или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление основной части, формулирование вступления и заключения, окончательная редакция текста.

· Меморио или «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляция голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.

· Произнесение. Своеобразие речисостоит в том,что она воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и т.д.) Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столько из-за того, что говорят, сколько из-за того, как это сказано. Одно и то же слово «нет» может быть сказано повелительно или равнодушно, задумчиво или колюче, категорически или нерешительно, каждый раз придавая этому слову совершенно иной смысл.

На слушателей действует также обстановка, в которой произносится речь: помещение, состав слушателей, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид и многое другое. Самое сложное – удержать внимание. И немало это зависит от того, какое впечатление на уровне восприятия производит оратор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: