Основы государственной социальной политики

Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Социальная сфера в широком смысле состоит из следующих основных компонентов:

1.Занятость, условия труда и отдыха

2.Уровень материального благосостояния

3.Обеспеченность жильем и бытовые условия

4.Условия воспитания, образования и здравоохранения

5.Возможности освоения духовных ценностей

6. Доступность участия в управлении социальной сферой.

Важнейшими задачами гос-й социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущение соц-х конфликтов.

В мировой практике сформировалось следующие модели социальной политики:

1. Социал-демократическая модель исходит из того, что соц-е обеспечение является правом всех граждан и должно обеспечиваться главным образом гос-м сектором (бюджетом). Классическими странами, где применяется модель, считаются Швеция, Норвегия, Финляндия,

2. Консервативную модель называют континентальной европейской или институциональной. Ее центральный принцип — упор на рынок и страхование под государственным наблюдением, консервативная модель основана том, что труд определяет последующее соц-е обеспечение. (Германия)

3. Либеральная модель предусматривает социальное обеспечение остаточного типа: люди должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. На прав-во возложена ограниченная и тем не менее всесторонняя ответственность за соц-е обеспечение граждан. Из-за остаточного характера финансирования соц-х выплат реализация модели зависит от объема добровольной и неформальной помощи. Классическими странами данной модели считаются Великобритания и США.

4. Принципы католической модели приведены в ряде «папских писем», изданных Ватиканом в течение XX в. Главным из них остается идея вспомогательности, означающая, что ближайшая к человеку инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, сам индивид и яв-ся такой инстанцией. Если он не может сам себе помочь, то вправе обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. В католической модели основную роль играют семья и прочие институты гражданского общества в местной общине.

Комиссия Европейского сообщества (ЕС) выделяет две модели, охватывающие все вышеперечисленные модели:

1. "бисмарковская" модель устанавливающая жесткую связь между уровнем соц-й защиты человека и успешностью (длительностью) его профессиональной деятельности. (либеральные гос-ва)

2. «бевериджская», исходящая из того, что любой человек имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости. В странах, выбравших эту модель, действуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы. (социальные гос-ва)

Соц-ая пол-ка в РФ исходит из конституционного определения России как соц-го гос-ва, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гос-я поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц-х служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39). ^*

В этих целях в РФ развивается система государственных и мунициггал служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства от ства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государств В* ные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, водимых федеральными, региональными и местными органами.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства яв-ся система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые;

чения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя.

Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы— единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей.

Разграничение полномочий между уровнями власти в сфере социальной политики

В задачи фед-го уровня власти входят установление основ гос соц пол-ки, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ соц-го развития страны, разработка и утверждение гос-х мин-х соц-х стандартов федер-го уровня.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной соц-й политики с учетом исторических и куль-х традиций тер-рии; устанавливают региональные соц стандарты и нормы; заботятся о сохранении и укреплении соц. инфрастр-ры, находящиеся в соб-сти субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку повышение квалификации работников в области образования, кул-ры, здравоох-ния, соц защиты населения; обеспечивают соблюдение законод-ва РФ во всех сферах соц политики.

Мун-ый уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках фед-й и регион-й соц пол-ки, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей МСУ является непосредственное предосталение комплекса соц услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства.

Компетенция МО разных типов в сфере соц пол-ки определена ФЗ №131. Компетенция городских округов включает в себя сумму компетенции поселений и мун-х районов.

Принцип разделения компетенции между поселениями и мун-ми районами состоит в том, что на уровень, мун-х районов вынесены вопросы образования и здравоохранения, требующих соответствующей инфраструктуры, сложного оборудования» технических средств, инфор-го обеспечения, подготовленных кадров и значительных расходов на содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: