Психология безопасности жизнедеятельности. Антропогенные опасности

Психология – наука психических отражениях действительности в процессе деятельности человека. Психология БЖ изучает психологические (зависимые от человека) причины несчастных случаев и разрабатывает методы защиты от них.

Выделяют пять групп производственных стрессов, отрицательно действующих на современном механизированном и автоматизированном предприятии:

1. Интенсивность работы, давление фактора времени (срочная, аккордная работа)

2. Изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты рабочих между собой (операторы на современном предприятии).

3. Однообразная монотонная работа (работа на конвеере).

4. Недостаточная двигательная активность.

5. Различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры)

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психологических состояний, называемых дестрессами (запредельными формами).

Особые психологические состояния

Можно выделить два типа запредельных психологических напряжений:

1. Тормозной, характеризуется скованностью и замедленностью движений (специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия, снижается скорость ответной реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминания, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные человеку в спокойном состоянии)

2. Возбудимый, характеризуется гиперактивностью, многословностью, дрожанием руки голоса (операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной конкретной потребностью, действия, они проверяют состояние приборов, опраляют одежду, в общении с окружающими обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, грубость, резкость, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение делятся на следующие группы:

1. Физиологический дискомфорт: несоответствие условий нормативным требованиям.

2. Биологический страх.

3. Дефицит времени.

4. Повышенная трудность задачи.

5. Повышенная значимость ошибочных действий.

6. Неуспех вследствие объективных обстоятельств.

7. Дефицит информации для принятия.

8. Недогрузка информацией.

9. Перегрузка информацией.

10. Конфликтные условия (условия, при которых выполнение одного из них невозможно)

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и, изменение которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение вызывается частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленным высокой плотностью потока проблематичных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение вызывается неоптимальными условиями деятельность сенсорных систем и возникающее в случае больших затруднений восприятия необходимой информации.

Монотония вызывается однообразно выполняемыми действиями, невозможностью переключения внимания, повешенные требования как концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония вызывается необходимостью переключения внимания в частых и неожиданных направлениях.

Физическое напряжение вызывается повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение вызывается конфликтными условиями, повышающими вероятность возникновения аварийной ситуации, неожиданным либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания вызывается необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях деятельности.

Мотивацонное напряжение связано с борьбой мотивов и выблром критериев для принятия решения.

Утомление связано с временным снижением работоспособности в связи с длительной работой.

По времени действия особые психические состояния можно разделить на следующие группы:

1. Относительно устойчивые состояния удовлетворенности работой, заинтересованностью трудом или безразличием к нему.

2. Временное состояние, возникающее под влиянием неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях рабочих.

3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности: предрасположенность к работе, понижение готовности к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомляемость, сонливость, апатия, повышенная активность и др.

Появление особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности и возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов сильно изменяющих работоспособность человека – так называемые пароксизмальные расстройства сознания:

-психогенные изменения настроения

-состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов)

-группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки) характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой сознания.

К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движениями; при этом человек реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, слишком поспешно; колебания внимания становятся беспорядочными и менее управляемыми; нарушается широта и критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения.

С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкогольных напитков, она не только снижает работоспособность, но и ведет к снижению осторожности.

Под влиянием обиды, оскорбления, произвольных неудач может развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям относятся к категории повешенного риска травматизации и не должны быть допущены к ответственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликт – реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация часто возникает в области производства, когда необходимо либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью.

Поведение срыва – при повторяющихся неудачах либо при чрезвычайных ситуациях человек может, в некотором смысле, отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, апатию, пассивность, а, в некоторых случаях, на срыв.

Испуг – безусловно-рефлекторный внезапный страх. Боязнь, напротив, всегда связанная с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас – наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Паника – одна из форм страха. Ее биологическим механизмом является активно-оборонительный вид рефлекса; она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия)

Рассматривая влияние панического состояния на поведение человека, следует выделить наиболее возможные ошибки:

1) Действие не совершается, то есть паническое состояние приводит к полной закостенелости поступков.

2) В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

3) Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако не соответствуют объективным требованиям защиты.

4) Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники – это тот самый передаточный механизм, через который субъективные, индивидуальные факторы оказывают свое воздействие на сознание или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или временно повышают возможности появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это не означает, что их воздействие всегда ведет к опасной ситуации или несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение.

Массовая паника – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизации волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или объективно значимы общие цели, ниже сплоченность группы или авторитет ее лидеров.

Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и т. д.), общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способа противодействия), физиологические условия (усталость, голод, опьянение)

Мотивация деятельности.

Мотивация или побуждение – это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, направленные на достижение определенных потребностей или результатов.

В деятельности человека проявляются пять основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивелирование. Указанные мотивы нередко вступают в противоречие между собой, поэтому важно знать закономерности, которым подчиняется мотивация деятельности. Исследования показали, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успеха была близка к единице, мотивация стремилась к нулю. Мотивация падала до нуля и тогда, когда сложность задания повышалась, а вероятность успеха резко снижалась и надежд на выполнение задания практически не было. Наибольшая мотивация возникала при выполнении задания средней трудности, где имелась достаточно высокая вероятность успеха, но где присутствовали и трудности, делающие такой успех привлекательным.

В действиях человека выделяют три функциональные части: мотивационную ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет нарушение действий в целом.

Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам:

- незнание требование безопасности

- нежелание выполнять известные ему требования

- в связи с неумением выполнять требования

- в связи с невозможностью выполнить требования (по независящим от человека причинам)

В психологической характеристике возникновения несчастных случаев и опасных ситуаций выделяют три класса:

1. Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и/или техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и др.) и временным (состояние депрессии, алкогольного опьянения)

2. Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем, норм по безопасности труда и правил их выполнения.

3. Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических или физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с мотивационным нарушением, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация, несоответствие роста, габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Эта классификация предоставляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть – пропаганда и воспитание; ориентировочная часть – обучение, отработка навыков; исполнительная – профессиональный отбор, медицинское обследование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: