Общие положения. 2.Система принципов права социального обеспече­ния

Заключение

Общие положения

План

2.Система принципов права социального обеспече­ния

Показателем самостоятельности той или иной от­расли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования обще­ственных отношений, но и специфических отрасле­вых.принципов правового регулирования.

В теории права под правовыми принципами (прин­ципами права) понимаются исходные нормативно-ру­ководящие начала (положения), которые выражают главное, основное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует. Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих защиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершеннолетних граждан, а также граждан, получивших увечье.

Например, при социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершеннолетних.

Принципы российского права социального обеспе­чения не сформулированы в каком-то одном норма­тивном акте, поскольку указанное право не кодифи­цировано. Они содержатся в различных федеральных законах (законах РФ), которые составляют содержа­ние отдельных институтов права социального обеспе­чения. Анализ этих принципов показывает, что от­дельные из них присущи сразу всем или большин­ству институтов права социального обеспечения.

2.Система принципов права социального обеспече­ния

Оказавшись в проблемной ситуации и не имея специальных юридических познаний и навыков, человек нуждается в квалифицированной помощи юриста профессионала для осуществления и защиты своих прав и интересов, особенно, если человек оказался в трудной жизненной ситуации: стал сиротой, инвалидом, испытывает проблемы со здоровьем, подвергается жестокому обращению в семье. В связи с этим, право гражданина на юридическую помощь на безвозмездной основе носит универсальный характер, поскольку выступает в качестве гарантии эффективной реализации иных прав и свобод личности, в том числе процессуальных прав участника гражданского судопроизводства. Государство в лице заинтересованных служб и ведомств оказывает нуждающимся лицам такие услуги, чтобы вернуть их к нормальной жизни, помочь остаться полноценными членами общества. Юридические услуги на безвозмездной основе предоставляются в рамках социального обслуживания- динамично развивающегося рода социального обеспечения. 10-12 декабря 2008 г. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова прошла общероссийская научно- практическая конферен­ция «Актуальные проблемы правового обеспечения приоритетных национальных проектов», посвященная правовому обеспечению осуществляемых государством приоритетных национальных про­ектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье» и «Сельское хозяйство», посвященная 15- летию со дня принятия Конституции РФ. На конференции были представлены выступления участников, отражающие взгляды представителей юридической науки и практики на проблему правового обес­печения приоритетных национальных проектов, которые, вполне возможно, станут отправной точкой для принятия решений по правовым вопросам на государственном уровне.

В РФ в 2006 г. принят Федеральный закон РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором
регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления.
Для российского цивилиста может показаться несколько странной дискус­сия о правовом регулировании правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан направленных на защиту права граждан, в том числе на установление гарантий права граждан на их обращение. Наиболее важным представляется то, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами. При этом государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Решение затронутых проблем позволит создать надлежащие условия для действительной реализации прав граждан на судебную защиту.

Правовое регулирование деятельности служб по социальному обслуживанию населения и оказанию квалифицированной юридической помощи социально незащищенным слоям населения в Российской Федерации отражено в действующем законодательстве. Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.

Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права социальной защиты:

1. Всеобщность – право на социальное обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.

2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).

3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:

Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).

4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);

5. Многообразие видов социального обеспечения:

       
   


материальная помощь социальное обслуживание

оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки

выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде

положительных действий со стороны

государственных органов или общественных организаций в пользу обеспечиваемых)

Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Социальное обслуживание включает в себя:

Протезирование;

Предоставление средств передвижения инвалидам;

Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов;

Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;

Санаторно-курортное лечение и т.д.

Система принципов права социального обеспече­ния должна соотноситься с общей системой принци­пов права, в основе которой лежит родовидовая клас­сификация. Однако в юридической литературе нет единства мнений относительно классификации право­вых принципов. Чаще всего можно встретить разде­ление принципов права на три вида (при этом все они имеют самостоятельное значение):

-общеправовые;

-отраслевые, являющиеся своеобразным прелом­лением общеправовых принципов через предмет и ме­тод регулирования данной отрасли права;

-институционные (внутриотраслевые).

Необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали отраслевые принципы. Кроме того, их количество зачастую не совпадало.

Кроме того, их количество зачастую не совпадало. Итак, можно выделить следующие современные принципы по оказанию юридических услуг на безвозмездной основе:

1.Всеобщность юридического обеспечения, что означает, прежде всего, равную и одинаковую для каждого гражданина возможность получать те или иные виды правовой помощи независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Законодательство не предусматривает ограничений на получение тех или иных видов юридического обеспечения на безвозмездной основе, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются.

2.Дифференциация видов юридической помощи, условий и уровня юридического обеспечения в зависимости от условий труда, трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Существуют две группы критериев такой дифференциации:

1)объективные, которые никак не связаны с субъектом отношений (климат, вредные и тяжелые условия труда и др.);

2)субъективные, т. е. зависящие от свойств участников правоотношений (физических, физиологических, социального статуса и т. п.):

а) трудовой стаж; б) состояние здоровья; в) инвалидность; г) пол; д) возраст;

е) участие в Великой Отечественной войне и вооруженных конфликтах;

ж) участие в ликвидации последствий радиационных аварий и др.

3.Гарантированность юридического обеспечения на безвозмездной основе государством при наступлении любых социально значимых обстоятельств, установленных законодательством. Данный принцип является конституционным, однако о его реализации можно говорить лишь тогда, когда будет установлен такой уровень социального обеспечения и правовой защиты, который позволит человеку вести достойную жизнь. В качестве социального стандарта этого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум в целом по России предназначается, во-первых, для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, во-вторых, для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, и в-третьих, для формирования федерального бюджета.

4. Многообразие видов юридической помощи и правового обеспечения. Указанный принцип выражается в том, что в случае наступления тех или иных обстоятельств социального риска (оснований для юридической помощи и правового обеспечения) государство оказывает социальную поддержку и юридическую помощь различными способами: выплатой пенсий, пособий, компенсационных выплат, предоставлением льгот, социальных услуг и т. д. Именно благодаря многообразию видов юридической помощи достигается цель удовлетворения различных специфических потребностей субъектов социального обеспечения.

Принципы по оказанию юридических услуг на безвозмездной основе не сформулированы в каком-то одном нормативном акте, поскольку социальное право не кодифицировано. Они содержатся в различных федеральных законах (законах РФ), которые составляют содержание отдельных институтов гражданского права. Анализ основополагающих принципов показывает, что отдельные из них присущи сразу всем или большинству институтов не только гражданского, но и публичного права. Необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали отраслевые принципы. Следует отметить, что различными специалистами в области гражданского права в качестве отраслевых выделяются также следующие принципы:

1)комплексность правового регулирования юридического обеспечения;

2)адекватность уровня юридического обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека;

3)свобода приобретения гражданами своих прав в области социального обеспечения, правовой защиты и распоряжения ими;

4)участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального, правового обеспечения и защиты их прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: