Заключение
В российской правовой системе основными источниками права являются нормативные акты.
Таким образом, источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.
Их принято классифицировать по различным основаниям:
-по юридической силе (законы и подзаконные
акты);
-по сфере действия (общефедеральные, субъектов РФ, отраслевые, муниципальные и локальные);
-по органам, принявшим нормативные акты;
-по форме акта (законы, указы, распоряжения, постановления, приказы, разъяснения;
-по регулируемым правовым институтам (пенсионные, по обеспечению пособиями и компенсационными выплатами, по предоставлению социальных услуг и др.).
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры,
соглашения, конвенции Международной организации труда и другие нормы международного права, которые согласно ст. 15 Конституции РФ являются частью правовой системы Российской Федерации.
Вторую группу источников составляют законодательные акты Российской Федерации (федеральные законы, Основы законодательства РФ и законы РФ) и субъектов РФ, особое место среди которых занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу.
Третью группу источников права социального обеспечения составляют указы Президента РФ по вопросам социального обеспечения, имеющие нормативный характер и восполняющие законодательные пробелы.
В четвертую группу входят постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законодательных актов по отдельным видам социального обеспечения, а также дополнительные меры социальной защиты для некоторых групп населения.
Пятую группу источников права социального обеспечения составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), ведущее место среди которых занимает Минтруда и социального развития РФ.
В шестую группу входят локальные нормативные акты (акты органов местного самоуправления, территориальные соглашения, коллективные договоры), целью которых является установление более высокого уровня социальной защиты граждан на территориальном (муниципальном) уровне и в конкретной организации.
В разработке и реализации социальной политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные индивиды).
Литература:
- Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. Е. Е. Мачульской и Ж. А. Горбачевой. - Изд. 3- е. - М.: Книжный мир, 2007.
- Право социального обеспечения России: учебник / под ред. М.О. Буянова, К.Н Гусова и др.; отв. ред. К.Н.Гусов. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
- Право социального обеспечения: сб. нормативных актов. - М.: Приор, 2007.