1.Опознание, различение (ученик фиксирует наличие представлений о данном явлении или предмете, умеет выделять его из ряда других).
2.Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного (свидетельствует о том, что этап осмысления пропущен).
3.Понимание, осмысленное воспроизведение изученного (проявляется в способности интерпретировать: объяснять, прообразовывать материал, излагать его сущность).
4.Применение знаний и умений в стандартных ситуациях (действия по образцу, решение типовых задач).
5.Перенос знаний и способов деятельности в новую ситуацию, для решения новых задач (ученик совершает поисковые действия: варьирование, видоизменение, модификация, оценивание, комбинирование, перегруппировка, прогнозирование и т.д.).
Первые 4 уровня являются репродуктивными, так как требуют лишь осмысления и воспроизведения информации и способов деятельности, 5 - творческий, продуктивный.
Учитель устанавливает, какой материал и на каком уровне должен быть усвоен учеником. С этой целью точно определяется эталон полного усвоения по обучающему циклу.
|
|
Как разрабатывается эталон полного усвоения?
Эталон полного усвоения – это перечень самых важных и необходимых параметров усвоения, представленный в совокупном виде для внимания учащегося в качестве целевых ориентиров и критериев полного усвоения в обучении. Он разрабатывается учителем для изучения учебного курса в целом и по обучающим циклам, в рамках которых организуется его изучение.
В основу разработки эталона полного усвоения следует положить таксономию учебных целей Б.Блума. В ней цели обучения сформулированны через действия обучающегося в когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной), моторной деятельности и выстроенны в иерархии по их сложности. (Ниже приводится таксономия Блума в виде таблицы, которую используют учителя-практики).
Цель | Действия ученика | Результат действий |
Знание | Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) | Запомнил, воспроизвёл, узнал |
Понима-ние | Ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) | Объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой |
Примене-ние | Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации) | Применил и получил заданный результат |
Анализ | Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого | Вычленил части из целого |
Синтез | Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) | Образовал новое целое |
Оценка | Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели | Определил ценность и значение объекта изучения |
|
|