double arrow

Технология разноуровневого обучения (ТРО)


Цели и задачи.Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для ус­воения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответ­ствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить га­рантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б. Блум, 3. И. Калмыкова и др.).

Ведущей целью построения модели школы с разноуровневой дифферен­циацией является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего разви­тия, обеспечивающую ему достижение уровня освоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального, а также развитие данных способностей.

Основным организационным условием для осуществления данной цели становится создание относительно стабильных, подвижных групп, позволя­ющих организовать обучение детей на различных уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала: от минимально допустимого до творческого.




Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления учениче­ских потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образо­вательных областях на следующих уровнях: 1 — минимальном (государствен­ный стандарт), 2 — базовом, 3 — вариативном (творческом).

Основные концептуальные посылки, исходя из которых, строитсяпедагогическое взаимодействие при ТРО:

всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;

неизбежность перемен — ни одно оценочное суждение о человеке не может являться окончательным и ребенок всегда способен к самоизменению.

Основные принципы и правила ТРО.

1. Принцип развития каждого ученика (Л. В. Занков). Реализация данного принципа предполагает соблюдение правил:

· рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для боль­шинства учеников, стимулировать их потребность в достижении бо­лее высокого уровня усвоения учебного материала;

· с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;

· возможность выбора учеником заданий более высокого уровня и пе­рехода в другую группу.

2. Принцип осознания каждым учащимся процесса учения (Л. В. Занков)
реализуется посредством правил. Каждому ученику важно:



· знать и осмысливать свои возможности, реальный уровень обученности;

· прогнозировать и планировать свою дальнейшую деятельность с помощью учителя;

· овладеть способами деятельности, а также общеучебными умениями и навыками;

· вести рефлексию результатов своей деятельности.

Таким образом, ученик переводится в режим саморазвития.

3. Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства
согласно которому:

· признается возможность неравномерности в развитии различных
свойств и способностей личности, ее специальной одаренности,
вследствие чего педагоги и учащиеся должны определить, в какой
сфере учебной деятельности учащийся может достигнуть более вы­
сокого уровня усвоения по сравнению с другими;

· уровень обучаемости ребенка должен определяться не вообще, а от­носительно конкретных предметов;

· продвижение ученика в обучении нужно определять на основе срав­нения достигнутых результатов с его собственными предыдущими результатами.

4. Принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга, тре­бующий:

· обязательной комплексной диагностики тех свойств личности, на ос­нове которых осуществляется первоначальное разделение на группы;

· постоянного изучения изменения данных свойств с целью выявления тенденций развития личности и коррекции педагогического процесса, а также помощи ученикам в их самоопределении при выборе того или ино­го уровня обучения.



Уровни усвоения в ТРО.Сколько уровней планируемых результатов целесообразно иметь? В практике встречаются разные варианты – от двух до девяти. Рассмотрим вариант 3-х уровневого усвоения, который явлеятся достаточно удобным в практическом применении.

Охарактеризуем: их:

Стартовый уровень (1 уровень)

Основное, главное содержание знания, теоретическая сущность предме­та, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и фундамен­тальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обяза­тельный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину ос­новных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.

Базовый уровень (2 уровень)

Он расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает функционирование и примене­ние понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помога­ет глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные си­туации в рамках курса.

Творческий уровень (3 уровень)

Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, от­крывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий, обоснования своего выбора.







Сейчас читают про: