double arrow

Способы целеполагания

Представим наиболее типичные способы постановки целей обучения учителем и оценку их инструментальности.

Типичные способы постановки целей Оценка их инструментальности
Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление...», «изучить теорему...». не ясен результат; трудно выбрать адекватные методы обучения и методы оценивания
Определение целей через деятельность учителя: «ознакомить с...», «объяс­нить...», «рассказать о...». сосредоточивает внимание учителя на своих действи­ях; не определен результат; трудно выбрать адекватные методы обучения.
Постановка целей через деятельность учащихся: «решение задач...», «вы­полнение упражнений...». акцентирует внимание на внешней стороне деятель­ности; не обозначает результаты деятельности; не определенным является выбор методов обучения
Постановка цели через внутренние процессы интеллектуального, эмоцио­нального, личностного и т.п. развития учащихся: «формировать умение...», «развивать познавательную самостоя­тельность….» «развивать интерес..». не выражены действия учащегося; не ясны способы обучения; не определенным является оценивание
Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учеников - знает: - конкретные факты - правила - понятия - понимает... и интерпретирует... - умеет выполнять... .. применяет правило для... выражены действия учащихся; ясны конкретные результаты усвоения; побуждает выбрать методы обучения, адекватные целям; позволяет выбрать адекватный способ оценивания результатов  

Таким образом, наиболее инструментальным способом постановки целей

в учебном процессе является способ постановки целей через результаты деятельности учащихся. Он и позволяет определить достижение эталона полного усвоения каждым учащимся.

Как организуется обучающий цикл?

Обучающий цикл представляет собой обучающий период, который по организации обучения и содержанию изучаемого материала представляет собой завершенную часть общего процесса обучения, направленного на достижение эталона полного усвоения каждым учеником.

До начала учебного года учитель проводит подготовительную работу: разрабатывает эталон пол­ного усвоения (ЭПУ) по учебному предмету; на его основе разрабатывает ЭПУ для каждого обучающего цикла; разбивает весь учебный материал на учебные единицы (блоки) для изучения в рамках обучающего цикла; планирует типы и виды учебных занятий и виды и формы учебно-познавательной деятельности учащихся; разрабатывает прове­рочные и тестовые задания; готовит коррекционные учебные материалы; предполагает и планирует альтернативные способы работы для каждого ребенка; рассчитывает использование учебного времени, необходимого для каждого обучающего цикла.

Обучающий цикл в действующей модели полного усвоения выглядит следующим образом.

1.Ознакомление детей с эталоном полного усвоения, который представляет собой разработанный перечень параметров, подлежащих полному усвоению.

Учитель со­общает о том, что каждый ученик сможет достигнуть полного ус­воения темы и стремиться к этому, постоянно сравнивая результаты своей деятельности с эталоном полного усвоения; самым важным достижением будет полное усвоения всего, что изучается на учебных занятиях.

Учитель продумывает и использует способы и приемы включения детей в целеполагание. Результат этапа: принятие учеником параметров ЭПУ в качестве собствен­ных ожидаемых результатов, осмысления им своих ближайших перспектив в изучении учебного предмета.

2.Ознакомление класса с общим режимом и форматом обучения в рамках текущего обучающего цикла.

Учитель разъясняет: все цели усвоения зафиксированы в эталоне полного усвоения и нужно стремиться их достичь в рамках данного обучающего цикла; каким образом построены занятия; каким образом будет организовано оценивание результатов и достижений учащихся; при каких условиях будет осуществляться переход к следующему обучающему циклу. Результат этапа: представление каждого ученика о режиме работы на учебных занятиях по ТПУ.

3. Организация восприятия и усвоения учебного материала проводит­ся на основе блочного изучения учебного материала. В рамки обучающего цикла включены блоки: информационно-теоретический, проверочно-коррекционный, диагностический, контрольный и т.д. Учебные занятия организуются обычными способами в соответствии с основными этапами процесса усвоения. Результат этапа: учащийся воспринимает материал, осмысливает его, показывает результаты своей учебной деятельности, выполняет проверочные и контрольные задания.

4. Проведение текущей (промежуточной) проверки, которая позволяет выявить уровень усвоения каждым учащимся учебного материала. Промежуточные отметки отсутствуют, а вместо них - оценки «усвоено» - «не усвоено», выставляется лишь итоговая отметка по результатам полного усвоения учеником параметров эталона полного усвоения. Так в оценивании происходит «наращивание успеха» ученика и имеет место «формирующаяся отметка» (в кавычках - термины из теории полного усвоения). Переход к следующему обучающему циклу происходит только тогда, когда все учащиеся достигли полного усвоения изучаемого материала. Результат этапа: промежуточные подведение итогов по результатам деятельности учащихся и констатация достижения эталона полного усвоения.

5.Организация корректирующих обучающих процедур с учениками, не достигшими полного усвоения. Применяется работа в малых группах, в парах, тройках, т.е. взаимообучение, а также - индивидуальные занятия и консультации. Корректи­ровочные процедуры завершаются непременно диагностикой. Результат этапа: учащийся наращивает успех, выходит на уровень достижения новых для него параметров эталона полного усвоения.

6. Проведение итоговой диагностики и фиксирование достижения каждым учеником полного усвоения параметров эталона полного усвоения. Только после этого класс переходит к новому обучающему циклу. Результат этапа: переход к новому обучающему циклу.

Как оценивают эффективность ТПУ?Исследования результативности технологии полного усвоения, проведенные в различных странах, показали ее высокую эффективность, позитивное влияние на познавательную и эмоциональную сферу учащихся.

Вместе с тем, выявлены некоторые проблемы, возникающие в процес­се е реализации ТПУ:

· Не всякий учебный материал по характеру может быть изучен с помощью данной технологии (например, материал проблемного, исследовательского характера), а, следовательно, она не может гарантировать высший (творче­ский) уровень усвоения учебного материала каждым учащимся.

· Не ясно, где взять дополнительное время для корректирующих про­цедур в условиях все более усложняющихся программ и увеличения объема изучаемого материала. Здесь возможно два варианта: или увеличение времени обучения (что нереально), или сокращение объема изучаемого содержания (на необходимость чего постоянно указывается, но не осуществляется).

· Технология полного усвоения нацелена прежде всего на усво­ение учениками системы знаний и стереотипных способов деятельности, и в этом смысле ее вряд ли можно отнести к развивающим технологиям.

· Вмес­те с тем ТПУ изменяет позицию ученика в процессе обучения, обеспечивает осознанность, целостность его деятельности, включенность во все ее этапы (планирование, реализация, анализ результатов), делает процесс обучения более комфортным для ученика, адаптивным. Все это приближает ее к личностно ориентированным моделям образовательного процесса.