Основания возникновения экологических правоотношений

Экологические правоотношения

Лекция 2. Экологические правоотношения. Источники экологического права.

План:

1. Экологические правоотношения.

2. Понятие, система и тенденции развития экологического законодательства

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу охраны и восстановления окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

       
   


НОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ

       
   


АБСОЛЮТНЫЕ СОБЫТИЯ ДЕЙСТВИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

ПРАВОМЕРНЫЕ НЕПРАВОМЕРНЫЕ

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОСТУПКИ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК

Для возникновения экологических правоотношений необходимо наличие:

1) нормы экологического права;

2) юридических фактов

Некоторые ученые (в области теории права) относят к основаниям возникновения и правоспособность участников экологических отношений, однако, большинство ученых склоняются к мнению, что правоспособность является элементом экологических правоотношений, поскольку имеет непосредственное отношение к субъекту правоотношений, который является составной частью (элементов) экологических правоотношений.

1. нормы экологического права – это правила поведения участников экологических правоотношений, изложенные в государственных актах и направленные на возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений (это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды). Они устанавливают деятельность участников экологических правоотношений.

Различают нормы:

- отраслевые - охрана и использование таких природных объектов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

- комплексные - охрана и использование природных комплексов, при­родной среды в целом;

- экологизированные, предусмотренные другими отраслями права (адми­нистративным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и требующие со­блюдения правил охраны окружающей природной среды.

Исходя из содержания юридического предписания, эколого-правовые нор­мы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружа­ющей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяй­ственного или иного содержания запрещаются, если они угрожают здо­ровью и экологической безопасности человека.

Выделяют нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотрасле­вого и общего экологического уровня:

отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях природно-ресурсных отраслей законодательства;

межотраслевые приоритеты предусматриваются нормами отраслевого законодательства, при этом они устанавливают преимущества в охране определенных природных объектов;

общие экологические приоритеты преследуют высшие цели - обеспече­ние благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предус­мотрен ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяй­ствования.

Нормы-правила предусматривают экологические требования-императи­вы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

По содержанию экологические императивы подразделяются:

- на предупредительные;

- запретительные;

- обязывающие;

- разрешительные;

- восстановительные (компенсационные);

- карательные;

- управомочивающие;

- поощрительные.

Предупредительные направлены па то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы - это основной комплекс эколого-правовых норм.

Цель запретительных императивов - не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, напри­мер, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных сред­ствами очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-ис­следовательских работ химикатов, природа которых не выявлена.

Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельно­сти природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право вы­полнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выпол­нять соответствующие требования.

Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматрива­ют адресованное правонарушителю требование о восстановлении нару­шенного состояния природной среды и компенсации не только расхо­дов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к адми­нистративной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имуществен­ной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, граж­данско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. За совершенные экологические правонарушения предприятия, организа­ции и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной сре­ды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Законом РФ «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает, например, возможность при­менения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безот­ходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих ме­роприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких ме­роприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов эколо­гически небезопасных производственных комплексов.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представитель­ных, исполнительных и специальных органов государства (Правитель­ства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных обра­зований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

2. Предпосылкой возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, то есть факты, с наличием или отсутствием которых правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение экологических прав и обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: