Содержание экологических правоотношений
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Содержание экологического правоотношения имеет двойственный характер: оно включает материальную (фактическую) и юридическую (формальную) стороны. Юридическое содержание - это права и обязанности участников правоотношения по рациональному использованию и охране окружающей среды. Материальное содержание составляет деятельность (поведение) субъектов правоотношения, реализующих свои права и исполняющих юридические обязанности. В целом же содержание экологических правоотношений зависит от того, по поводу какого объекта охраны оно возникает. С этой точки зрения можно выделить права и обязанности в отраслевом правоотношении (водном, земельном и т. д.) и права и обязанности в комплексном правоотношении, возникающие по поводу охраны окружающей среды в целом. Сторонами в таких правоотношениях выступают специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды и хозяйствующие субъекты - природопользователи.
Юридическое и фактическое содержание правоотношения не совпадают по объему. Первое шире и богаче второго, ибо включает в себя целый «веер» правовых возможностей, из которых реально реализуется субъектами лишь одна или несколько.
В науке экологического права нет единого мнения относительно содержания экологических правоотношений, определяется он представителями теории экологического права не однозначно. Некоторые ученые считают, что содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их субъектов, другие – считают содержанием действия, совершаемые в процессе осуществления прав и обязанностей субъектов. Поэтому можно предположить, что содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности субъектов этих отношений, а также конкретные действия субъектов экологических правоотношений по их реализации.
3. Субъектами экологических правоотношений являются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. В их числе российские и иностранные граждане и юридические лица, апатриды, находящиеся на территории России, а также муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация. Характерной чертой субъектного состава экологических правоотношений является практически постоянное участие в них государства в лице специально уполномоченных органов.
Необходимо иметь в виду, что законодательство устанавливает пределы реализации гражданами и юридическими лицами своих экологических прав и свобод, ограничивая тем самым их возможность вступать в определенные категории экологических правоотношений. Так, проектная документация, содержащая государственную тайну, не предоставляется общественным объединениям для проведения общественной экологической экспертизы.
Необходимо различать, в частности по способам реализации правовых норм, понятия «субъект права» и «субъект правоотношения». Реализация правовой нормы субъектом права может осуществляться двояко - вне правоотношений и посредством правоотношений. Субъект права может реализовать норму вне правоотношений, скажем, путем издания в пределах своей компетенции нормативного акта, который не превращает его создателя в субъекта правоотношения.
4) правосубъектность (правоспособности и дееспособности).
Экологическая правоспособность – это предусмотренная нормами экологического права способность лица приобретать (иметь) экологические права и нести соответствующие обязанности. Это способность быть участником экологического правоотношения. У физических лиц возникает с момента рождения и прекращается смертью, у юридических лиц с момента создания и прекращается ликвидацией + специальная правоспособность.
Экологическая дееспособность - способность участника экологического правоотношения своими действиями осуществлять экологические права и обязанности
Основания прекращения экологических правоотношений можно объединить в две группы: происходящие по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, и соответственно, прекращение обязанности по его охране; ликвидация предприятия; смерть природопользователя) и происходящие по воле государственных органов (прекращение действия лицензии на выбросы или сбросы вредных веществ за нарушение ее условий; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса; изъятие природного ресурса).
Поводом для такого решения может стать псосвоение природного ресурса в течение установленного срока; уклонение от уплаты налогов и других законных платежей; нарушение природопользователем договорных обязательств.
Экологическое правоотношение может быть прекращено по решению органа, осуществляющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению специально уполномоченных органов. Прекращение права природопользования может быть обусловлено протестом органа прокуратуры, выявившей нарушение действующего законодательства о порядке использования и охраны природной среды.
Для возникновения или прекращения экологического правоотношения иногда необходимы несколько юридических фактов (фактический состав).