Права обязанности действия

Содержание экологических правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Содержание экологического правоотношения имеет двойственный ха­рактер: оно включает материальную (фактическую) и юридическую (формальную) стороны. Юридическое содержание - это права и обязан­ности участников правоотношения по рациональному использованию и охране окружающей среды. Материальное содержание составляет дея­тельность (поведение) субъектов правоотношения, реализующих свои права и исполняющих юридические обязанности. В целом же содержа­ние экологических правоотношений зависит от того, по поводу какого объекта охраны оно возникает. С этой точки зрения можно выделить права и обязанности в отраслевом правоотношении (водном, земельном и т. д.) и права и обязанности в комплексном правоотношении, возни­кающие по поводу охраны окружающей среды в целом. Сторонами в та­ких правоотношениях выступают специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды и хозяйствующие субъ­екты - природопользователи.

Юридическое и фактическое содержание право­отношения не совпадают по объему. Первое шире и богаче второго, ибо включает в себя целый «веер» правовых возможностей, из которых реаль­но реализуется субъектами лишь одна или несколько.

В науке экологического права нет единого мнения относительно содержания экологических правоотношений, определяется он представителями теории экологического права не однозначно. Некоторые ученые считают, что содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их субъектов, другие – считают содержанием действия, совершаемые в процессе осуществления прав и обязанностей субъектов. Поэтому можно предположить, что содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности субъектов этих отношений, а также конкретные действия субъектов экологических правоотношений по их реализации.

3. Субъектами экологических правоотношений являются лица, обла­дающие правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. В их числе российские и иностранные граждане и юри­дические лица, апатриды, находящиеся на территории России, а также му­ниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация. Ха­рактерной чертой субъектного состава экологических правоотношений является практически постоянное участие в них государства в лице спе­циально уполномоченных органов.

Необходимо иметь в виду, что законодательство устанавливает преде­лы реализации гражданами и юридическими лицами своих экологиче­ских прав и свобод, ограничивая тем самым их возможность вступать в определенные категории экологических правоотношений. Так, проектная документация, содержащая государственную тайну, не предоставляется общественным объединениям для проведения общественной экологиче­ской экспертизы.

Необходимо различать, в частности по способам реализации правовых норм, понятия «субъект права» и «субъект правоотношения». Реализация правовой нормы субъектом права может осуществляться двояко - вне правоотношений и посредством правоотношений. Субъект права может реализовать норму вне правоотношений, скажем, путем издания в преде­лах своей компетенции нормативного акта, который не превращает его создателя в субъекта правоотношения.

4) правосубъектность (правоспособности и дееспособности).

Экологическая правоспособность – это предусмотренная нормами экологического права способность лица приобретать (иметь) экологические права и нести соответствующие обязанности. Это способность быть участником экологического правоотношения. У физических лиц возникает с момента рождения и прекращается смертью, у юридических лиц с момента создания и прекращается ликвидацией + специальная правоспособность.

Экологическая дееспособность - способность участника экологического правоотношения своими действиями осуществлять экологические права и обязанности

Основания прекращения экологических правоотношений можно объе­динить в две группы: происходящие по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, и соответственно, прекращение обязанности по его охране; ликвидация предприятия; смерть природопользователя) и происходящие по воле государственных органов (прекращение действия лицензии на выбросы или сбросы вред­ных веществ за нарушение ее условий; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерацио­нальным использованием природного ресурса; изъятие природного ресурса).

Поводом для такого решения может стать псосвоение природного ре­сурса в течение установленного срока; уклонение от уплаты налогов и других законных платежей; нарушение природопользователем договор­ных обязательств.

Экологическое правоотношение может быть прекращено по решению органа, осуществляющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражно­го суда, по представлению специально уполномоченных органов. Прекращение права природопользования может быть обусловлено про­тестом органа прокуратуры, выявившей нарушение действующего за­конодательства о порядке использования и охраны природной среды.

Для возникновения или прекращения экологического правоотношения иногда необходимы несколько юридических фактов (фактический состав).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: