Функции разработки и принятия УР

Понятие и природа управленческого решения

Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Решение в менеджменте понимается:

q как процесс;

q как акт выбора;

q как результат выбора.

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.

Решение можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуально или группой лицо, принимающих решение (ЛПР) с помощью определенных правил.

Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

Кроме того, решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

- возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора, и, следовательно, нет и решения;

- наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

- необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Решение – выбор альтернативы.

Управленческое решение – сознательный выбор действий из альтернатив.

В.В. Ременников определяет управленческое решение как выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение является, во-первых, результатом выбора между несколькими альтернативами, а, во-вторых, предписанием, влияющим на деятельность других людей и воспринимаемым ими как обязательное для исполнения.

А.Г. Поршнев считает, что управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии.

Р.А. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

1. Направляющая функция решений проявляется в том, то они принимаются исходя из главной и основных целей организации, направлены на устранение реальной или потенциальной проблемы.

2. Координирующая роль решений отражается в определении баланса между целями, ресурсами и мероприятиями, в согласовании действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и с соответствующим качеством.

3. Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента, задействуются соответствующие коммуникации и происходит движение информационных потоков.

4. Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между фазами осмысления и реализации управленческого процесса (решение – это результат фильтрации одного варианта из множества альтернатив).

5. Мотивирующая функция решений заключается в побуждении персонала организации к достижению стоящих перед работниками целей. Мотивирующая функция реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения); экономических стимулов (премии, надбавки, рост должностного оклада); социальных оценок (почетное звание, поручение творческого задания).

Таким образом,управленческие решения служат основой для осуществления основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), позволяют определять наличие проблемы и существования способа ее решения, а также инсценировать конкретный план действий по решению проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: