Понятие и природа управленческого решения
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Решение в менеджменте понимается:
q как процесс;
q как акт выбора;
q как результат выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.
Решение можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуально или группой лицо, принимающих решение (ЛПР) с помощью определенных правил.
Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.
Кроме того, решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:
- возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора, и, следовательно, нет и решения;
- наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
- необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
Решение – выбор альтернативы.
Управленческое решение – сознательный выбор действий из альтернатив.
В.В. Ременников определяет управленческое решение как выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение является, во-первых, результатом выбора между несколькими альтернативами, а, во-вторых, предписанием, влияющим на деятельность других людей и воспринимаемым ими как обязательное для исполнения.
А.Г. Поршнев считает, что управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии.
Р.А. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
1. Направляющая функция решений проявляется в том, то они принимаются исходя из главной и основных целей организации, направлены на устранение реальной или потенциальной проблемы.
2. Координирующая роль решений отражается в определении баланса между целями, ресурсами и мероприятиями, в согласовании действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и с соответствующим качеством.
3. Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента, задействуются соответствующие коммуникации и происходит движение информационных потоков.
4. Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между фазами осмысления и реализации управленческого процесса (решение – это результат фильтрации одного варианта из множества альтернатив).
5. Мотивирующая функция решений заключается в побуждении персонала организации к достижению стоящих перед работниками целей. Мотивирующая функция реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения); экономических стимулов (премии, надбавки, рост должностного оклада); социальных оценок (почетное звание, поручение творческого задания).
Таким образом,управленческие решения служат основой для осуществления основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), позволяют определять наличие проблемы и существования способа ее решения, а также инсценировать конкретный план действий по решению проблемы.