Классификация контроля качества.
Виды мероприятий
Лекция (18.10)
Организация работ по качеству
Структура управления качеством: отдел технического контроля, метрологическая группа и бюро стандартизации, группа управления качеством.
5. Обучение персонала:
o Охват всего персонала
o Постоянство во времени
o Учет уровня подготовки работника и его потребностей в новых знаниях и навыках на рабочем месте
o Наличие стимулов повышения квалификации и улучшения работ
o Обоснованный выбор объектов изучения
o Опережающий характер при внедрении инноваций
o Нацеленность на улучшение удовлетворенности потребителей
o Ступенчатый характер процесса
o Комплексный характер
При организации обучения необходим дифференцируемый подход в зависимости от роли, места, функции работников на предприятии
6. Информация о качестве:
· Внешняя (Получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных НТП, достижений конкурентов)
· Внутренняя (получается по результата контроля и показывает, какое количество продукции достигается при ее создании на предприятии)
Основные отправители и получатели внутренней информации о качестве - исследовательские и конструкторские отделы, ОТК, отдел УК, представители заказчика
Основные носители информации о качестве – отчеты ОТК, акты о браке, протоколы испытаний, материалы отдела маркетинга
Каналы и средства передачи информации – традиционные средства связи, компьютерные сети и пр.
1. Корректирующие – мероприятия. Направленные на устранение допущенных несоответствий.
2. Предупредительные – для устранения причин допущенных несоответствий, чтобы не допустить их повторения.
3. Профилактические – предназначены для устранения причин возможных несоответствий.
Этапы принятия рациональных решений
Контроль качества продукции- проверка соответствия продукции, процесса установленным требованиям:
- контроль позволяет установить соответствие заданным требованиям или выявить допущенные отклонения, чтобы исправить их перед поставкой продукции
Основные понятия:
· Объекты контроля - изделия или процессы, влияющие на их качество
· Контролирующий признак – количественная или качественная характеристика объекта, подверженная контролю.
· Метод контроля – совокупность правил применения определённых принципов для осуществления контроля.
· Средства контроля –изделия и материалы, используемые при контроле
1. По объекту контроля
- процесс
-персонал
2. По положению в производственном процессе
- входной
- промежуточный
-окончательный
3. По полноте охвата контролируемых изделий
-сплошной (каждое изделие)
- выборочный
4. По связи с объектом контроля во времени
-непрерывный
-периодический
5. По возможности последующего использования продукции
- разрушающий
-неразрушающий
6. По степени использования средств контроля
- измерительный
-регистрационный
-органолептический
- визуальный
- по образцу
- технический
7. В зависимости от уровня технической оснащённости
-линейка
- механизированный
8. По структуре организации
9. По типу проверяемых параметров и признакам качества
Этапы управленческого контроля
1. Установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определённый отрезок времени. Основой служат планы.
2. Сравнение с установленными стандартами
3. Выбор подходящей линии поведения
Возможные недостатки контроля:
1. Подмена работниками целей организации параметрами контроля
2. Превращение контроля в самоцель
3. Перегрузка менеджеров информацией от системы контроля
Требование к эффективному контролю:
· Стратегическая направленность контроля
· Ориентация на результаты
· Соответствие бизнес-процессам
· Своевременность контроля
Статистические методы контроля качества
· Контрольная карта
· Диаграмма Парето
· Диаграмма разброса
· Контрольный листок
· Гистограмма
· Стратификация
· Диаграмма Исикавы
Лекция (01.11)
Обеспечивают простоту, наглядность, визуализацию.
1. Основы статистического управления качеством (1924г.)
В. Шухарт – разработка контрольных карт
1) степень безопасности продукции
2) надежность, работоспособность
3) характеристики эффективности и результативности (производительность труда, рентабельность)
2. Контрольные листки
· это бланк, в который вносятся дополнительные параметры изделия
Назначение:
1) облегчение процесса сбора данных
2) упорядочивание этих данных для облегчениях их анализа и дальнейшего использования
Типы контрольных листков:
1) контрольный листок для регистрации параметра
2) для локализации дефектов
3) листок причин дефектов
4) для регистрации видов дефектов
Причинно-следственная диаграмма отражает отношение между определенными показателями качества и воздействующими на неё факторы.
Где применяется: при анализе проблем, приводящих к наибольшим потерям
Правила построения причинно-следственной диаграммы:
1) определяется показатель качества, который будет исследоваться
2) найти главные причины, которые оказывают
Лекция (15.11)