Общеобразовательное обучение осужденных как средство перевоспитания осужденных.
Практика убедительно доказала действенность обучения осужденных как средства их исправления. Учащиеся-осужденные значительно меньше совершают нарушений режима отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают.
Характерно, что каждый школьный урок представляет учителям дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых осужденных. В настоящее время число лиц с низким уровнем образования из числа осужденных растет, поэтому потребность в обучении естественно возрастает.
Данное средство способствует осужденным овладению профессией, либо повышению профессиональной квалификации. Данный факт положительно отражается на процессе перевоспитания человека в период отбывания наказания, а также помогает ему впоследствии, по возвращении из мест лишения свободы, в трудоустройстве и самореализации.
Организационными формами профессионального образования осужденных являются:
|
|
— индивидуальное обучение осужденных, имеющих небольшой срок наказания, осуществляется наставником из числа квалифицированных специалистов. Главная задача его — быстрое включение осужденного в трудовую деятельность;
— бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора — опытного специалиста. Задача — подготовка большего количества рабочих массовых профессий;
— курсовое обучение — создаются курсы от 10 до 70 человек. На них изучается теория и проводятся практические занятия. Задачи — повышение квалификации, изучение нового оборудования и новой технологии, обучение передовым методам труда, а также вторым и смежным специальностям;
— школы передового опыта создаются для знакомства осужденных с передовыми методами труда без отрыва от производства;
— классы, мастеров существуют для обеспечения предприятий колонии квалифицированными рабочими. Такие классы охватывают по 25—30 человек, которые формируются с целью обучения по одной или смежным специальностям.
Высшей формой профессионального образования в исправительных учреждениях является обучение в профессионально-техническом училище (ПТУ). Туда зачисляют тех, кто не имеет никакой специальности и изъявил желание учиться.
Культурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными. Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятельности, народного творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр.
|
|
Средства педагогической деятельности описаны в общей педагогике. Они те же, но реализуются в специфических условиях пенитенциарного учреждения.
Рассмотрим основные методы воспитания осужденных.
Методы (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи. Методы воспитания — это совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Методы воспитания осужденных — это те же методы общей системы воспитания, но применяемые к специфическому объекту в условиях исправительных учреждений.
К основным методам воспитания относятся:
— методы, способствующие формированию положительных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуемых, это методы убеждения, организации деятельности, пример;
— методы коррекции — это методы, которые непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят методы стимулирования положительной активности (поощрения, соревнования), метод организации перспективных линий, метод параллельного действия, метод торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.
Методы воспитания, их сущность и рекомендации по их практическому применению описаны в общей педагогике.