Формы реализации перевоспитания, исправления осужденных.
Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Следует различать формы: системы исправления, педагогического (исправительно-педагогического) процесса, педагогического взаимодействия, педагогического воздействия.
Формы системы исправления представляют собой организационную систему в данной колонии или специальном образовательном учреждении, предназначенную для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним относятся: открытая, полурежимная, режимная.
Формы педагогического (исправительно-педагогического) процесса — это содержательно-организационные основы, обусловливающие педагогический процесс колонии, исправительного учреждения. К ним относятся трудовые, учебно-трудовые лагеря; спецшколы и т.п.
Формы педагогического взаимодействия — это способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени. Формы педагогического взаимодействия в процессе перевоспитания осужденных — это те же формы педагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях исправительного учреждения. К ним относятся: совместная деятельность, сотрудничество, советы, обсуждения и др.
|
|
Формы педагогического воздействия подразделяются: по объекту (индивидуальные, групповые, массовые); по субъекту (воспитатель, группа воспитателей, группа осужденных, коллектив осужденных); по месту проведения воспитательного мероприятия (аудиторные, клубные, спортивные и пр.); по использованию преимущественного метода воспитания — лекционные, беседы, упражнения, состязательные и пр.
Все формы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют воспитательную деятельность.
Каждая категория осужденных требует учета ее специфики в интересах перевоспитания. Каковы же особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных?
Рост преступности среди несовершеннолетних требует усиления внимания к этой категории осужденных, поиска путей наибольшей эффективности перевоспитательной работы с ними.
Характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних:
— особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, впечатлительность, недостаточно критическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности;
— нравственная неустойчивость, стремление к «легкой, красивой жизни», активно представляемой средствами массовой информации;
|
|
— низкий культурный уровень;
— завышенная или заниженная самооценка;
— склонность к общению, проведение свободного времени в группах (преступность часто носит групповой характер);
— избыток свободного времени и неумение его организовать;
— приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе или работе;
— трудновоспитуемость или педагогическая запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, втягивающих подростков в. сферу своей деятельности и др.
В исправительной работе с подростками используются:
— возможности профессионального образования, приобщения их к общественно полезному труду;
— увлечение подростков полезными делами коллектива;
— педагогический такт, терпимость, избежание поучений и нравоучений, доверие;
— организация свободного времени, активное использование его для развития позитивного интереса, культуры воспитанников и физических возможностей;
— активное использование позитивных возможностей коллектива осужденных по перевоспитанию и др.
Особенности перевоспитания осужденных женщин Характеристика осужденных женщин: Социально-демографическая:
а) растет число несовершеннолетних преступниц, значительная часть от 19 до 30 лет;
б) часть из них состояла или состоит в браке (сохранение семьи для осужденной женщины менее вероятно), среди них:
— осужденные, у которых сохранились семьи;
— осужденные, у которых семья распалась;
— не состоявшие в браке, но имеющие детей;
— лишенные родительских прав;
— родившие детей в местах лишения свободы;
— вступившие в брак во время отбывания наказания;
в) большое число осужденных, не имеющих постоянного места жительства;
г) не занятые общественно полезной деятельностью и пр. Уголовно-правовая характеристика: широкий спектр правонарушений — от убийств, грабежей до мошенничества и т.п.
В зависимости от позиции женщины, ее индивидуальных особенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свободы, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных людей нередко происходит деградация личности.
Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологических, социально-демографических, уголовно-правовых факторов, а также влияния на нее процесса исполнения наказания. Здесь играют роль возраст, наличие семьи, родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, отношение к наказанию и воспитателям. Пребывание в месте осуждения может привести к процессу деградации или сохранению человеческого достоинства и др.