ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики
Тема 1. Пенитенциарная педагогика как наука: понятие, категории, задачи, связь с другими науками
Задание 1. Запишите определения основных категорий общей и пенитенциарной педагогики:
Исправительно-воспитательный процесс________________________________ _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Образование ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Критерий исправления_______________________________________________ _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Воспитание _________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________
Формирование _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Развитие ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Воспитательная работа______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Исправление _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Перевоспитание ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Проанализируйте определения (см. задание №1) и сформулируйте сущность проблем, изучаемых пенитенциарной педагогикой:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3. Сопоставив предмет исследования общей педагогики и пенитенциарной педагогики, определите специфику пенитенциарной педагогики:
|
|
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4. Охарактеризуйте взаимодействие пенитенциарной педагогики с другими науками (как используются знания других наук, какие общие вопросы изучаются, в каком разделе пенитенциарной педагогики)
Философия ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Социология________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Этика _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Эстетика __________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Право _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Экономика ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Физиология ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Психология ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема 2. Становление и развитие пенитенциарной педагогики
Задание 1. Заполните таблицу «Основные этапы формирования и развития основ теории и практики перевоспитания осужденных»:
№ | Хронологические рамки этапа | Факторы, благоприятные для развития теории и практики перевоспитания осужденных | Факторы, препятствующие развитию теории и практики перевоспитания осужденных |
1. | 70-е гг. XIX в. – 1917 г. | ||
2. | 1917 г. – середина 30-х гг. XX века | ||
3. | Середина 30-х гг. XX века – 1956 г. | ||
4. | 1956 -1997 гг. | ||
5. | 1997 г. – по наст. время |
Тема 3. Особенности и закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
Задание 1. определение:
Воспитательная система исправительного учреждения – это ________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Охарактеризуйте этапы развития воспитательной системы исправительного учреждения:
Этап становления системы ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Второй этап – отработка системы _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Третий этап – окончательное оформление системы ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Четвертый этап – перестройка воспитательной системы __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3. Подумайте и напишите, с какими трудностями сталкиваются сотрудники уголовно-исполнительной системы в ходе становления воспитательной системы исправительного учреждения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4. Разработайте педагогические рекомендации для сотрудников по организации воспитательной системы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема 4. Принципы исправления осужденных
Задание 1. Выпишите определения понятий:
Закономерность - ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип - _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило - _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Объясните, как связаны законы, закономерности, принципы и правила исправления осужденных.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Задание 3. Разработайте правила реализации принципов исправления осужденных для сотрудников уголовно-исполнительной системы.
1. Целенаправленность процесса исправления осужденных
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Принцип соответствия средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Связь процесса исправления с жизнью осужденных
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Соблюдение законности в процессе исправления осужденных
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность
______________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Принцип формирования в среде осужденных коллективистских отношений
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Принцип опоры на положительные качества личности
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Принцип комплексного подхода к воспитанию и организации педагогической деятельности
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________