Европейская тройка: утопия или реальность
Мощная в экономическом отношении Германия является в военном и политическом аспектах третьеразрядным государством. Хорошо понимая это, немцы постоянно ищут политическую и военную поддержку. Военную поддержку они видят в союзе с Францией, которая ведет достаточно независимую военную политику. Франция имеет свое ракетно-ядерное оружие, стратегические баллистические ракеты, стратегическая авиация, космические системы, подводные атомные ракетоносцы, авианосные и крейсерские силы флота. Объединение вооруженных сил обеих стран дает хорошо сбалансированную систему; эти силы способны вести самостоятельные военные действия. Германия не имеет такой армии, как Франция, не потому, что не может, а потому что ей запрещено это делать по Потсдамскому соглашению. Во Франции все еще сильны опасения по усилению военной мощи восточного соседа. Отсюда и ее параллельная ориентация на США.
Фактически франко-германские силы по обобщенным показателям значительно уступают американо-английской военной группировке и реально они могут вести боевые действия лишь в Западном Средиземноморье и в южной части Великобритании. Территория США почти недостижима для основной массы стратегических средств Франции. Удар ракетно-ядерных французских сил по Великобритании не заботит американцев — это проблемы англичан.
|
|
Поэтому сопоставимый военный стратегический континент, соизмеримый с американским, Франция и ФРГ могут найти только в России.
В этих условиях, считает министр обороны Франции Ален Ришар, как русские, так и французы должны задуматься о своей военной политике и военной доктрине. По его мнению, наши страны хотели бы иметь новые отношения в области политики, обороны и безопасности. Усилилось сотрудничество между вооруженными силами двух стран. В этой области основная задача отведена совместным оперативным тренировочным действиям и обучению с помощью стажировок офицеров. Налажено технологическое и промышленное сотрудничество на новейших научных и технических разработках, прежде всего в области космоса и аэронавтики. Однако как Германия, так и Франция упорно отстаивают идею продвижения НАТО, уверяя, что совместный постоянный Совет Россия — НАТО “составляет основу сотрудничества между НАТО и Россией”.
В конце марта 1998 г. в подмосковной резиденции “Бор” состоялась встреча президентов России и Франции, канцлера Германии, на которой обсуждался вопрос о создании “большой европейской тройки”. Большинство западных политологов рассматривают эту встречу как своеобразный отвлекающий и пропагандистский маневр по отношению к США. Заявления Б. Ельцина о том, что будто встреча “тройки” была призвана продемонстрировать ее отдаленность от США, стремление проводить независимую от Вашингтона политику — это попытка выдать желаемое за действительное.
|
|
Париж и Бонн никогда не пойдут на то, чтобы в угоду Москве дистанцироваться от Вашингтона: слишком разные “весовые категории” у США и России.
Проблемы сотрудничества ЕС с Россией
Во внешнеполитическом курсе современной России европейское направление занимает важное место. Однако, оценивая результаты диалога России и ЕС первых лет XXI в., экс-премьер-министр Швеции К. Бильдт справедливо отмечал, что, несмотря на взаимный интерес ко многим региональным и глобальным проблемам, «приходится признать, что до сих пор этот диалог был удивительно бесплодным».
Парадокс состоит в том, что двусторонние контакты Москвы с отдельными европейскими столицами (особенно с Берлином и Парижем) неизменно оказываются более действенными, чем с ЕС, где слишком много разногласий и мало единства.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС было подписано на греческом острове Корфу в 1994 г., и спустя пять лет — в 1999 г. — оно было подкреплено такими документами, как «Совместная стратегия ЕС по отношению к России» и «Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000—2010 годы)». Причем, эти два документы декларируют разные цели.
В европейской стратегии приоритетными считаются задачи:
= построения в России стабильной открытой и плюралистической демократии, основанной на принципах правового государства и опирающейся на процветающую рыночную экономику;
= вовлечение России в общеевропейское экономическое пространство, включая подготовку к вступлению в ВТО;
= защита окружающей среды и борьба с организованной преступностью.
Российская стратегия ставит более прагматичные задачи:
◊ создание надежной системы коллективной безопасности, повышение формата и результативности политического диалога,
◊ акцент на развитии торговли и инвестиций, инфраструктуры и правовой базы сотрудничества.
Отдельно оговариваются интересы России при расширении ЕС, вопросы трансграничного сотрудничества.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и другие официальные документы показали, что российско-европейское сближение опирается на завышенные ожидания, имевшие место с обеих сторон, которые затем сменились очевидным разочарованием.
Позитивные результаты российско-европейского сближения наиболее очевидны в экономической сфере, где в последние годы упрочились многосторонние экономические связи.
Для России Евросоюз — один из наиболее значимых экономических партнеров: 52% прямых инвестиций в Россию идут именно из ЕС (из США — 14%), почти 50% российской внешней торговли приходится на ЕС (на США — 8%, на Японию — 3%).
С 2000 г. Германия достаточно тесно связана с российским энергетическим сектором и немецкий капитал участвует сегодня в «Газпроме». По запасам природного газа Россия занимает первое место в мире, и европейские эксперты подчеркивают, что доля природного газа в энергобалансе Европы будет постепенно увеличиваться, и уже сейчас ЕС получает из России примерно половину всего импортируемого газа.
Разногласия между Россией и ЕС касаются внутренних цен на энергоносители. В Европе не скрывают своей обеспокоенности в связи с формированием односторонней энергетической зависимости от России и стремятся к диверсификации источников и путей транзита энергоресурсов.
Очевидно, что «сближение» российского и европейского законодательства не может идти только в направлении приведения российских правовых норм в соответствие со стандартами ЕС. Необходимо совместное обсуждение конкретных противоречивых аспектов европейского законодательства, которое должно сопровождаться изменением некоторых норм и введением новых правил, которые касаются конкретных сфер совместного сотрудничества.
|
|
Многие российские эксперты с тревогой пишут о том, что создание с ЕС Общего европейского экономического пространства потребует от России в первую очередь признать реальной перспективу утраты части своего суверенитета, что связано с необходимостью принять массив европейского законодательства, в разработке которого Россия не принимает участия. Именно поэтому Россия должна вырабатывать собственную модель взаимоотношений с ЕС, которая достаточно полно защитила бы ее национальные интересы и суверенитет. Представляется особенно важным предложение некоторых российских экономических экспертов договориться о периоде «негативной интеграции», когда обе стороны обязуются признавать законы партнера. Можно также заранее оговорить, что на отдельные сферы общность экономического пространства распространяться не будет. Такие прецеденты в мировой практике есть: Швейцария добилась автономии ее банковского сектора и транспорта, Норвегия — рыболовства и сельского хозяйства. Для России особенно важно защитить свои естественные монополии и рыболовство, ведь речь идет об экономической безопасности нашей страны.
Значительные возможности расширения сотрудничества между России и ЕС заложены в сфере науки, технологии, безопасности и культуры.
С расширением ЕС особенно выигрышной моделью развития отношений для России и стран Центрально-Восточной Европы является региональное сотрудничество. Когда страна вступает в Евросоюз, больше всего теряют центральные органы власти государства — парламенты и правительства. Именно регион становится промежуточной зоной, сопричастной как внутреннему, так и внешнему пространству. В Европе критерий регионализации уже оформился в виде «южного измерения» и «северного измерения». Российские аналитики обращают внимание на то, что было бы естественно также рассматривать государства района Балтийского моря как составляющие единого региона.
|
|
Большой потенциал несет в себе участие России в «северном измерении» ЕС и в диалоге со странами Балтии, где приоритетными являются проблемы охраны окружающей среды, информационные технологии, ядерная безопасность, энергетика, развитие инфраструктуры.
Несмотря на реальные проблемы и противоречия, стратегическое партнерство России и ЕС имеет интересные и весьма многомерные перспективы развития в сфере экономики, политики, безопасности, экологии и культуры, а также в области регионального сотрудничества. Общее стремление к экономической и политической стабильности в европейском пространстве должно сделать российско-европейский диалог более действенным и конструктивным.