double arrow

Геополитическое противостояние исламского мира


Исламский мир и Запад

Современные геополитики отмечают, что между исла­мом и Западом в конце XX в. началась межцивилизационная война, и обе стороны признают затянувшуюся конфронтацию именно войной. С. Хантингтон в своей концепции столкновения цивилизаций отвел исламу роль главного врага западного мира. После трагедии 11 сентября 2001 г. в Вашингтоне и террористических актов в столицах западных стран Запад рассматривает мусульманские государства в качестве «изгоев», «отверженных» и преступных стран.

Печально известная «ось зла» включает пять мусульманских го­сударств — Иран, Ирак, Сирию, Ливию, Судан. Со своей стороны, мусульмане считают Запад ответственным за коло­ниальное порабощение и унижение исламского мира, а антитерро­ристические операции в Афганистане и Ираке были восприняты как война против ислама. Не только западные геополитики, но и мусульманские лидеры рас­сматривают столкновение Вашингтона с Багдадом как вооруженное противостояние Севера и Юга. Многие наблюдатели отмечают, что на арабском Востоке, в Заливе и других частях исламского мира диктаторские замашки С. Хусейна, подавление им гражданских свобод и прав человека воспринимались иначе, чем в Европе и Се­верной Америке. Даже захват Ираком Кувейта символизировал для исламских радикалов социальный передел, своего рода интифаду против нефтедобывающих государств Залива во имя справедливого распределения богатств. Кувейт считали заповедником западной демократии на арабской земле, а иракского президента — государ­ственным деятелем, стремящимся возродить былую славу и могу­щество арабов и ислама. Поэтому оккупация Ирака вызывала но­вый всплекс антиамериканизма и рост арабской солидарности.

Исламский мир на постсоветском пространстве

Российские эксперты подчеркивают, что существует угроза экспорта радикальных исламских идей в мусульманские регионы СНГ. Центрально-азиатские власти обвиняют в подрывной деятельности Ис­ламскую партию освобождения (Хизб ут-Тахрир). Считается, что ее эмиссары появились в Ташкенте и на юге Киргизии еще в 1995 г. Свои первые глубоко законспирированные ячейки партия создавала в Оше и Джалал-Абадской области. Именно они сыграли ключевую роль в событиях в Бишкеке (1999 и 2000). Хизб ут-Тахрир не была замечена в призывах к насилию, но развернула активную пропаган­ду против светских режимов центрально-азиатских государств. Ис­пользуя этническую аргументацию, она требовала изгнать из региона «евреев и русских», правящую элиту Узбекистана клеймила как «сионистскую», а листовки Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в том же духе называли президента И. Каримова «иудейским кафи­ром, ненавидящим мусульман».




Появились сообщения о том, что экстремистские мусульманские группировки решили создать на постсоветском пространстве единую организацию — Исламское движение Центральной Азии. Помимо ИДУ в союз входят группы из Киргизии, Таджикистана, Чечни и Сйньцзян-Уйгурского автономного района Китая. Новое исламист­ское объединение намерено свергнуть светские правительства и соз­дать в Ферганской долине халифат, живущий по законам шариата.

Объ­ектами нападений или террористических актов стали Таджикистан и Киргизия, не располагающие такими, как Узбекистан, воз­можностями подавлять антиправительственные выступления.

Сегодня в мусульманском мире крупными гео­политическими игроками являются Иран, Турция, США и Россия, хотя вполне можно прогнозировать, что вскоре активным дейст­вующим лицом здесь может стать и Китай. Взаимная враждебность Ирана и США склонила Тегеран занять пророссийскую позицию. Важную роль здесь имеют экономические связи, особенно содействие России в строительстве атомной электростанции в Бушере. Россий­ская дипломатия побудила Иран начать переговоры с МАГАТЭ, что предполагает более высокую степень открытости иранской атомной программы.



В недалеком прошлом геополитические интересы СССР рас­пространялись на Ближний и Средний Восток, в фарватере его по­литики были Египет, Алжир, Ливия, Ирак, Сирия. Но в настоящее время ситуация во многом изменилась: Россия утратила то импер­ское влияние, которое имела еще в начале 1990-х гг. Однако, стре­мясь сохранить свои позиции, Россия участвует в мерах по поддер­жанию мира и безопасности на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке.

Проникновение США в Закавказье и Центральную Азию, ре­гиональная экспансия Турции и Китая по-новому ставят вопросы об «исламском факторе» в российской геополитике. Серьезно ос­ложняет российские отношения с исламским миром незатухающий конфликт в Чечне. Среди россиян прежнее терпимое отношение к исламу постепенно сменяется на опасения и страхи перед «ислам­ским терроризмом». Особую тревогу вызывает распространение представлений о том, что нет принципиальной разницы между ис­ламом и политическим радикализмом. Разжигание религиозной вражды между христианами и мусульманами в евразийском госу­дарстве чревато серьезной внутренней дестабилизацией страны. России необходима сильная «мусульманская» политика, поскольку в ее составе около 20 млн мусульман, которых связывает со славя­нами и историческое прошлое, и мировоззренческое сходство ислама и православия. Одна из главных стратегиче­ских задач России — не допустить радикализации собственного российского ислама. Важным направлением мусульманской стратегии России мог­ли бы стать реализация масштабных инфраструктурных проектов в Каспийском регионе и создание новой системы коллективной безо­пасности в мусульманском мире.

«Геополитическое взаимодействие России и мусульманских государств»

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: