Финансирование охраны окружающей среды. Понятие экономического механизма обеспечения охраны окружающей среды

Понятие экономического механизма обеспечения охраны окружающей среды

Тема №6. Экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды.

1. Понятие экономического механизма обеспечения охраны окружающей среды

2. Финансирование охраны окружающей среды

3. Плата за природопользование

4. Экологическое страхование

5. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды

Гл. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере.

1) Прежде всего, он направлен наэкономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного выполнения всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

2) Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть:

а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду;

б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы.

в) В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся:

- планирование природопользования и охраны окружающей среды;

- финансирование охраны окружающей среды;

- платежи за природопользование;

- экологическое страхование;

- меры экономического стимулирования.

Адекватное финансирование - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансово емкое направление деятельности.

Так, стоимость очистных сооружений на предприятиях составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии. В то время как в СССР доля затрат на охрану окружающей среды в ВНП составляла всегда менее 1%, в 80-е годы эти затраты экономически развитых зарубежных государств были: в США -1,47%, в ФРГ -1,5%, Японии -1,25%.

В период перехода к рыночным отношениям наблюдается тенденция снижения капитальных вложений в природоохранную сферу. В государственном бюджете финансовые средства на охрану окружающей среды выделяются по двум направлениям - финансируются целевые государственные программы в данной сфере и деятельность специально уполномоченных государственных органов (МПР России, Ростехнадзора, Росгидромета и др.). Абсолютная сумма бюджетного природоохранного финансирования является мизерной.

В 1994 г. расходная часть государственного бюджета России на решение экологических задач составляла 0,6%, в 1996 г. эта доля равнялась уже 0,5%, в 1997 г. - 0,4%. В последующие годы государственное финансирование оставалось на этом уровне. По оценкам специалистов, на финансирование экологических программ, выполнение международных обязательств России, содержание заповедников и природоохранных органов, обновление изношенной и несовершенной материальной и технико-технологической базы средств нет. Продолжает действовать остаточный принцип финансирования природоохранительной деятельности. В результате правовой оценки решения государством вопросов бюджетного природоохранного финансирования в названных объемах обоснован вывод о том, что он не обеспечивает экономический механизм соблюдения права граждан на окружающую среду.

В условиях дефицита государственного бюджета и сложной экономической ситуации в России важным источником финансирования природоохранной деятельности были внебюджетные государственные экологические фонды. Такие фонды были предусмотрены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяла федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" были упразднены с 1 января 2001 года Федеральный экологический фонд РФ, а также предусмотренные Законом РФ "О недрах" федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Водным кодексом РФ - федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральным законом "Об охране озера Байкал" - фонд по охране озера Байкал.

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 721 «О ликвидации федерального экологического фонда Российской Федерации»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: