Неформальная институционализация -приоритет неформальных «правил игры» в обществе над формальными, в некоторых случаях «подстраивание» формальных правил под неформальные нормы. Суть неформальной институционализации в том, что вновь принятые, разработанные в соответствии с зарубежными рыночными аналогами законы начинают работать совершенно по-иному, не «по рыночному», а по до- и даже антирыночному.
Институализация рентной экономики – является результатомогромных индивидуальных доходов получателей природной ренты, которые выходят за пределы экономической эффективности, не соответствуют вложенным в процесс производства. Избыток частной власти над движением денежных ресурсов концентрирует в руках рентодержателей экономическую власть. Следующим и неизбежным этапом становится ннституализация рентной экономики. Крупные рентодержатели начинают конвертировать экономическую власть в политическую, занимают лидирующие позиции в политико-экономической системе страны и подчиняют своим целям (получение максимальной ренты) деятельность всех хозяйствующих и административных субъектов. Это позволяет перекладывать издержки неэффективной рентной экономики на общество в целом (недоинвестирование, низкие зарплаты, неоправданная социальная дифференциация, отсутствие социальных гарантий).
|
|
Вымогательство (шантаж) – форма постконтрактного оппортунистического поведения одного экономического агента, направленного на присвоение квазиренты, производимой с помощью специфических активов в результате инвестиций в них других экономических агентов. Проблема вымогательства непосредственно обусловлена ограниченным сроком действия контрактов и высокими издержками по их защите от нарушений.
Эффект гистерезиса (греч. hysteresis – отставание, запаздывание) – одна из форм зависимости движения экономической системы от ее прошлой траектории. Представляет собой зависимость конечных результатов системы от ее предшествующих результатов.
Деинституционализация – распространение поведения, противоречащего существующим правилам игры.
Деятельность по оказанию влияния – действия, совершаемые в корыстных целях, чтобы повлиять на принимаемые другими лицами решения. Целью такой деятельности часто является перераспределение рент и квазирент.
Дискретные институциональные изменения – радикальные изменения в формальных правилах.
Издержки институциональной трансформации – затраты, связанные с переходом от одних правил к другим, от одних институтов к другим.
Лоббизм – попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.
|
|
Логроллинг – практика взаимной поддержки путем «торговли голосами».
Прибылеориентированное поведение – стремление к получению прибыли на основе наиболее выгодного использования экономических ресурсов или их сочетания в ситуации конкуренции.
Рассеяние ренты – ситуация, когда ее сумма равна совокупным издержкам поиска ренты.
Отлынивание – форма постконтрактного оппортунистического поведения, основанная на возможности уменьшения собственником ресурса вклада в производимый продукт без соответствующего уменьшения его индивидуального дохода на основе стратегического манипулирования информацией о совершаемых действиях.
Экономическая ментальность — характеризует специфику сознания населения, складывающуюся исторически и проявляющуюся в единстве сознательных и бессознательных ценностей, норми установок, отражающихся в поведении населения. Она включает стереотипы потребления, нормыи образцы взаимодействия, организационные формы, ценностно-мотивационное отношение к труду и богатству, а также степень восприимчивости (или невосприимчивости) к зарубежному опыту.
Вопросы для самоконтроля
1. Какую роль играют экономические институты в проведении реформ? Может ли эволюционная модернизация «снизу» происходить при неэффективных институтах?
2. В чем причины устойчивости сложившихся институтов? Какие существуют способы изменения институтов? Их достоинства и недостатки.
3. Как и почему в переходной экономике возникают институциональные ловушки? Каковы пути выхода из них?
4. Что представляют собой особенности российского экономического менталитета и его влияния на институциональные преобразования?
5. В чем причина смены фаз реформ и контрреформ в экономическом развитии России?
6. Как соотносятся между собой традиции (рутины) и новаторство в процессе институциональных изменений в переходной экономике России?
7. Почему государство в России играло и играет ведущую роль в экономической жизни страны?
8. Каким образом проходила институционализация новых форм экономической жизни в переходный период в России?
9. Почему главным тормозом реформ являлись не отсутствие рыночных отношений, а структурные и институциональные деформации в экономической системе?
10. В чем состоят основные условия, факторы, ограничители и стимулы в проведении институциональных реформ? В проведение каких институциональных реформ нуждается современная Россия? В чем, по вашему мнению, должна заключаться системная институциональная реформа в России?
11. Можно ли рассчитывать на успех в случае импорта (заимствования) институтов?
12. Назовите и раскройте основные способы перехода к новой институциональной структуре экономики?
13. Почему большинство экономистов разделяют тезис о том, что «сильные институты важнее скорости реформ»? Что понимается в данном случае под сильными институтами?
14. Почему и в каких случаях целенаправленные институциональные изменения приобретают статус работающих правил и норм?
15. Что такое трансформационная рента в современной экономике России?
16. Какая институциональная модель должна развиваться в России, каким образом должно происходить ее сосуществование в совокупности других моделей?
17. Какие выводы для определения политики реформирования вытекают из анализа менталитета населения России в сопоставлении с другими странами?
18. Как исторические и функциональные особенности развития России влияли на величину и динамику трансакционных издержек?
19. Каковы необходимые меры поддержки внедрения эффективных институциональных норм? Какие критерии могут использоваться в оценке эффективности институциональных реформ?
|
|
20. Что собой представляют особенности институциональной структуры экономики России?
21. Какие основные институциональные проблемы необходимо решить в процессе перехода к рынку?
22. Почему сохраняются неэффективные формы? Какие факторы обеспечивают выживаемость экономик с устойчиво низкими параметрами функционирования? Каковы причины и формы проявления инерционности институциональных преобразований?
23. Что способствует блокированию новых форм хозяйствования? Какова роль траектории предшествующего развития? Только ли в силу случайных обстоятельств неэффективные технологии и формы хозяйствования находят достаточное число сторонников?
24. Каковы причины громадных различий в результативности рыночных основ экономики в разных странах?
25. Какие институты исчезли за прошедшие двадцать лет в экономике России, какие новые правила ведения дел, напротив, вошли в хозяйственный обиход? Что же действительно изменилось в институциональной структуре российской экономики за прошедшие 20 лет рыночных реформ?
26. Каковы особенности и возможные варианты догоняющего развития в современной России?
27. Почему основоположник теории общественного выбора Д.Бьюкенен считает, что конечной целью политики является всеобщее равенство, максимально возможная свобода, экономическое благосостояние и мирное сотрудничество всех людей?
28. Почему основной проблемой институциональных преобразований в переходной экономики России является несогласованность существующих неформальных норм с вновь принимаемыми формальными правилами?
29. Какую роль играет нефтегазовый сектор в формировании рентоориентированного поведения российских экономических субъектов, охватывающего всю экономическую систему?
Понятие, содержание, истоки и место деловой этики в структуре общей этики.
Этика – наука морали и нравственности (греч. «гнездо птицы») возникла как регулятор человеческого поведения в обществе других людей, в научный оборот это понятие ввел древнегреческий философ Аристотель - этим понятием он предлагал обозначить, с одной стороны, добродетели присущие человеку, с другой стороны, область знаний которые эти добродетели изучал.
|
|
Сегодня этика - это наука, система универсальных и специфических нравственных требований, норм поведения, которые реализуются в процессе общественной жизни. В своей теории и практике этические дисциплины опираются на категории морали и нравственности.
Мораль - система ценностей, которые признаются человеком. Важнейший способ регуляции человеческих отношений, общения, поведения людей в самых разных сферах общественной жизни. Нравственность - это практическая часть этики, охватывающая реальные поступки, линию поведения человека.
Объектом этики является общество и человек, предметом этики их мораль и нравственность.
Основными категориями этики являются:
· Добро
· Зло
· долг (совокупность обязанностей человека, по отношению к обществу/коллективу/ семье/ отдельным людям)
· совесть (внутренний регулятор поведения человека)
· достоинство личности /общественная значимость (оно связано с тем, насколько в деятельности человека реализуются принципы категории добра)
· чувство чести (ответственное отношение к исполнению различных обязанностей (социальных/профессиональных), оно формируется по мере того как человек соотносит себя с группой людей, членом котором является)
· свобода (характеристика действия совершенного со знанием, учетом объективных ограничений, по собственной воле и в условиях выбора возможностей)
· ответственность (умение предвидеть, отвечать за последствия действий, осознавать значимость и добросовестно выполнять обязанности)
Деловая этика – самостоятельная наука, выделилась из философии в конце ХIХ века и сразу же стала активно структурироваться, особенно бурно этот процесс происходит ХХ веке, когда в составе общей этики в качестве самостоятельных частей развиваются:
Профессиональная этика - совокупность моральных норм, определяющая отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям с которыми он связан в силу характера своей профессиональной деятельности;
Этикет - правила поведения в конкретной обстановке.
Деловая этика - совокупность норм поведения людей связанных деловыми отношениями – это требование общества, предъявляемые к стилю работы, характеру общения между участниками, их социальному облику. Деловая этика включает: деловой этикет - это определенные нормы регламентирующие: стиль работы, манеру общения как внутри компании, так и между фирмами, внешний вид сотрудников, особенности проведения совещаний, презентаций, деловых переговоров.
Проблемы деловой этики возникают и решаются, как на микро, так и на макроуровне, моральные делимы внутри организаций возникают в следующих областях: во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, принятию управленческих решений, служебные разоблачения, положение женщин в организации, взаимные услуги. Макроуровень. Ключевые этические проблемы возникают в: отношениях между организациями, отношения между организацией и государством, между производителями и потребителями, отношения между организацией и их владельцами/ инвесторами, организациями и местными сообществами, отношения между организацией и окружающей средой.