Бюрократическая теория организации.
Основывается на исследованиях М. Вебера.
Предполагает рационализацию коллективной деятельности и описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наёмных работников.
Данная теория делает возможным высокий уровень учёта результатов для руководителей подразделений и для связи с ними.
Чтобы извлечь максимальную выгоду, Вебер предполагал, что организация должна принять определённую стратегию развития.
Суть сводится к следующим моментам:
1. Все задания, необходимые для достижения цели, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ.
2. Каждое задание должно выполняться в соответствии с поставленной системой абстрактных правил с целью гарантированной однородности и координации различных заданий.
3. Каждый сотрудник или офис должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчинённых.
4. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально (социальная дистанция).
|
|
5. Приём на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации работника и предусматривать защиту от увольнения.
Эта универсальная теория появилась в результате реализации долгосрочного проекта к кон. 1940х г.г. в Гласиеровской металлической компании.
Отражена в работах У. Брауна и Э. Джеквеса.
Выделяется существование по меньшей мере 4-х подсистем в каждой организации.
Исполнительная подсистема – это структура, состоящая из функций, исполнители которых должны следовать определённым требованиям. Функции образуют иерархию команд, а оптимальное количество уровней определяется с помощью требуемой нагрузки времени для каждой функции.
Апелляционная подсистема:
- Каждый член организации имеет право обжаловать решение руководителя.
- В отдельных случаях он может обратиться в апелляционный суд (представители рабочего совета, правления и председатель, приглашаемый со стороны).
- Задача работника состоит в принятии решения, исходя из политики организации.
Представительская подсистема формируется путём избрания представителей, входящих в рабочий совет вместе с руководителем. Функционирует на основе принимаемых законов.
Функция законодательной подсистемы состоит в выработке политики организации с участием избранных представителей рабочего совета.
Теория институтов и институциональных изменений.
Кон. 1980х г.г. Д. Норт.
Институт – набор правил, процедура соответствий, моральной и этическое поведение людей в интересах максимизации доходов.
|
|
Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями. Первые определяют правила игры, вторые являются игроками.
Организационные факторы играют большую роль, чем технологические, поскольку ведут к изменению институтов, которые оказывают существенное влияние на развитие экономики.
Крупные институциональные изменения происходят медленно, т.к. институты являются результатом исторических перемен.
Принципиальное значение актуальность сохраняют выводы:
1. Если законы будут изменяться в течение короткого времени, то неформальные нормы могут быть изменены только постепенно.
2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим право собственности.
3. Формируются гибкие институциональные структуры, способные переживать шоки и перемены и являющиеся фактором успешного развития.