Законы организации

Закон – это связь между элементами, имеющая необходимый существенный устойчивый и повторяющийся характер.

2 вида:

1. Объективные. Отражают связь элементов в системе организационных отношений. Носят название «законы организации». Пример: закон синергии, закон самосохранения и т.д.

2. Субъективные. Регламентируют организационные отношения. Называются «законы для организации». Например, ФЗ РФ «Об акционерных обществах» и т.д.

При разработке субъективных законов для организации необходимо учитывать действие объективных законов, которые являются первичными.

Законы организации в статике (в структурах): закон композиции и пропорциональности, закон развития (онтогенеза), закон наименьших.

Законы организации в динамике (в процессах): закон синергии, закон информативности, упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон самосохранения.

Закон композиции и пропорциональности. Каждая организация стремится приобрести (создать или сохранить) в своей структуре все необходимые ресурсы, находящиеся в заданном соотношении или заданной подчинённости.

Закон развития. Каждая организация проходит в своём развитии определённые фазы жизненного цикла и при этом стремится достичь наибольшую суммарность потенциала (эффекта) при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Развитие – необратимое направленное изменение материи и сознания.

2 формы: эволюционное (непрерывные количественные и качественные изменения) и революционное (скачкообразные изменения).

Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организации обусловлено рядом факторов:

- Изменение на рынке спроса и предложения.

- Изменение внешней среды.

- Изменение внутренней среды.

- Изменение приоритетов потребностей человека и общества.

- Старение и моральный износ имущественного и интеллектуального комплекса.

- Изменение экологии.

- Глобальное состояние цивилизации.

Закон наименьших. Структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью. Сбыт -> производство -> ресурсы.

Закон синергии. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором её потенциал будет больше суммы потенциалов её элементов.

Синергия – это совместное взаимосвязанное действие двух или нескольких агентов.

Синергетический эффект – это совместное действие нескольких факторов, полученное в результате их взаимосвязей и отличное от раздельных эффектов данных факторов.

Закон информативности – упорядоченности. Получить максимум ценной информации о внутренней среде организации для устойчивого функционирования.

3 уровня объёма:

1. Информационная избыточность необходима для подготовки особо ответственных решений. Достигается в результате дублирования информации о каком-либо процессе, поступающей из разных источников. Возрастает качество решения, но возрастают и временные затраты, и общая стоимость информации.

2. Недостаток информации из-за отсутствия достоверных источников информации, отсутствия самой информации, недостаточного профессионализма или искусственной монополизации. Возрастает неопределённость и риск, увеличиваются затраты времени и затрудняется выработка правильного решения. Способствует активизации творческой мысли работников по поиску нестандартных решений.

3. Субминимальный уровень. Минимальный объём информации, при котором можно принять обоснованное управленческое решение. Лучшее соотношение между затратами на информацию и полученными результатами.

Ценность информации характеризует её как материальную или интеллектуальную продукцию, имеющую потребительскую стоимость.

Уровни ценности информации.

Уровень Снижение затрат или повышение прибыли от использования Примечание
Нулевой   Искажённая ложная информация.
Средний 1,1 – 1,5 раз Достоверная, качественно необходимая, полезная, точная. Рациональные предложения, новые проекты, удовлетворяющие новый набор потребностей человека и общества.
Высокий 2 – 5 раз Создаётся в НИИ и венчурных компаниях. Изобретения, научные открытия, новые идеи, инновационные технологии.
Сверхвысокий более 10 раз Получается в исследовательских центрах и признаётся мировым сообществом как выдающееся.

Закон анализа и синтеза. Каждая организация стремится настроиться на режим функционирования за счёт совершенствования своей структуры или выполняемых функций.

 
 


Анализ – это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение этих частей, добавление новых или ликвидация для более эффективной деятельности или удобства исследования.

Синтез – это соединение набора простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для более эффективного функционирования либо удобства исследования.

Закон самосохранения. Организация стремится сохранить себя как целое образование и экономнее расходовать свои ресурсы.

Внешние факторы:

§ Социальная, демографическая и психологическая обстановка в стране.

§ Экономическая и политическая ситуация.

§ Покупательная способность населения.

§ Состояние и развитие науки.

§ Уровень культуры, в т.ч. культуры взаимодействия организаций.

Внутренние факторы:

§ Принципы деятельности организации.

§ Уровень квалификации персонала.

§ Эффективность реализации мотивов и стимулов.

§ Использование ресурсов и технологий.

§ Уровень коммуникаций.

§ Степень сочетания функций и структуры управления.

§ Качество и уровень реализации маркетинга.

Для повышения созидательного потенциала организации необходимо:

§ совершенствовать климат в коллективе;

§ добиваться оптимального сочетания структуры и функций;

§ развивать инновационную деятельность;

§ повышать профессионализм персонала;

§ иметь хорошую информационную сеть связи.

Закон самоорганизации. Организация стремится сохранить или улучшить своё состояние за счёт собственного потенциала и внешней среды.

Закон необходимого разнообразия. Разнообразие систем управления организацией должно превышать разнообразие управленческого процесса или быть равным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: