Системный подход к организации

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.

Это набор наиболее важных предположений, принимаемых работниками организации и получаемых выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действия.

Проявляется в следующем:

- Поддержание определённых связей с поставщиками и потребителями.

- Внешний вид выпускаемой продукции.

- Качество продукции.

- Содержание рекламы.

- Внешний вид сотрудников.

- Интерьер офиса.

Признаки организационной структуры:

- Всеобщность организационной культуры (микроклимат).

- Неформальность.

- Устойчивость организационной культуры, т.е. норм, традиций и т.д.

- Изменение организационной культуры происходит в следующих случаях:

§ Кризис в стране.

§ Смена руководства организации.

§ Смена стадии жизненного цикла организации.

Функции организационной культуры:

- Охранная.

- Интегрирующая.

- Регулирующая.

- Замещающая.

- Адекватная.

- Образовательная и развивающая.

- Управление качеством.

- Регулирование партнёрских отношений.

- Ориентация на потребителя.

Этапы развития:

- Возникновение.

- Поддержание.

- Изменение.

Организационную культуру можно распознать по следующим признакам:

- Видимые внешние факты (дизайн, поведение, технологии).

- Символика, реклама, марка.

- Взаимодействие между людьми.

Преобладающая организационная культура разделяется большинством.

Организационная культура подразделяется на субъективную (существует вне личности, герои организации, истории об организации, традиции и язык общения) и объективную (материальное внешнее окружение, само здание, его архитектура, окраска и т.д.).

Способы передачи культуры:

- Информация.

- Традиции, символы.

- Язык.

Системы:

1. В основе естественно-технический подход, предполагающий наличие в системе только физических элементов, узлов, вещей.

2. Представление системы в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, в сущности являющихся абстрактными или абстрактно-физическими.

Для теории организации наибольший интерес представляют социальные, организационные, финансовые и производственные системы. Следовательно, вторая группа определений является предпочтительной.

Система – это совокупность целостных взаимосвязанных элементов и подсистем, участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели. Для открытых систем данное определение нужно дополнить тем, что взаимосвязанные элементы взаимодействуют ещё и с внешней средой.


Классификация систем:

1. По происхождению: естественные и искусственные.

2. По сущности: космические, биологические, технические, социальные, экономические, экологические, политические.

3. По характеру целей:

§ Не обладающие целями.

§ Обладающие постоянными заданными целями.

§ Обладающие способностью формулировать и корректировать цели в процессе развития и адаптации к внешней среде.

4. По взаимодействию с внешней средой: изолированные, закрытые (односторонняя связь), открытые.

5. По степени сложности: простые и сложные.

6. По продолжительности функционирования: кратко-, средне- и долгосрочные.

7. По изменчивости во времени: статические и динамические.

8. По регулируемости: нерегулируемые, регулируемые, саморегулирующиеся.

Характеристика основных свойств систем.

Свойства сущности и структуры:

1. Первичность целого. Устанавливает взаимодействие отдельных частей, воссоздавая процесс функционирования системы как целого.

2. Вертикальная целостность. Количество уровней иерархии системы, степень их взаимосвязи, степень влияния субъекта на объект, степень самостоятельности подсистем.

3. Горизонтальная целостность. Количество компонентов, интегрированных в структуре одного уровня, при изменении которых оказывается влияние на систему в целом. Количество компонентов и связей между ними.

4. Иерархичность. Каждый элемент рассматривается как подсистема системы более высокого уровня. Бригада – участок – цех – предприятие.

5. Неаддитивность. Определяет совместное функционирование разнородных взаимосвязанных элементов, что создаёт качественно новое свойство целого, не сводящееся к сумме свойств элементов.

Методологические свойства:

1. Целенаправленность. Характеризует необходимость наличия и достижения определённых целей.

2. Преемственность. Характеризует передачу позитивных свойств новым поколениям систем, что позволяет повысить их качество.

3. Приоритет интересов систем более высокого иерархического уровня.

4. Безопасность. Определяет способность функционировать без нанесения вреда внутренней и внешней среде.

5. Оптимальность. Характеризует степень удовлетворения требований к системе при наилучшем использовании её ресурса и потенциала.

Свойства функционирования и развития:

1. Синергичность.

2. Инерционность. Характеризует скорость изменения выходных параметров системы в ответ на изменение входных.

3. Адаптивность.

Простейшая модель системы организации.

1. Управляющее воздействие и информация по прямому каналу связи.

2. Информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи.

3. Ресурсы на входе системы.

4. Выход системы (продукция, услуги и т.д.)

5. Внешнее задающее воздействие.

6. Исходная информация системы более высокого уровня.

7. Исходная информация во внешнюю среду.

8. Воздействие внешней среды.

9. Информация о внешней среде.

10. Исходная информация и задающее воздействие в системы более низкого уровня.

11. Входная информация из системы более низкого уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: