Методика учета теоретического и производственного обучения

М. 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧ. ПРОЦЕССА, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧ. СРЕДСТВ

Виды педагогической оценки

М. 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧ. ПРОЦЕССА, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧ. СРЕДСТВ

Для характеристики личностного развития учащихся, чаще в гуманитарных областях, используются порядковые шкалы. Их особенность состоит в том, что объект сравнивается с подобными объектами. Сравнение производится экспертным путем. Экспертная оценка связана с порядковой шкалой и состоит в упорядочивании измеряемых объектов по какому-либо набору признаков (критериев). Этот способ широко распространен в западных системах образования. Вариант оценочной шкалы, где каждому объекту приписывается свой номер, ранг в иерархии называется ранговой. Частный случай ранговой шкалы, приобретающей все большую популярность, – рейтинговая система. В западно-европейских и американских школах такая система работает давно, однако и в культуре российской школы рейтинговая система имеет давние традиции. Необходимо отметить, что рейтинговую и ранговую системы иногда не различают. Рейтинговая система имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является.

Хорошо известны и другие порядковые шкалы – дескриптивные, т.е. описательные. Они характеризуются тем, что объект, с которым сравнивается данный, хоть и принадлежит тому же множеству, что и измеряемый, но замаскирован, завуалирован, скрыт. Знакомая дескриптивная шкала – это описание знаковой системой. К очевидным знаковым системам относится язык, к менее очевидным – образная.

Оценочные шкалы

количественная порядковая

абсолютная относительная ранговая дескриптивная

рейтинговая аналоговая знаковая

образная языковая

Рис. 28. Виды оценочных шкал

предметные и персональные

материальные и моральные

результативные и процессуаль-

количественные и качественные

Рис. 27. Виды педагогической оценки

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности учащихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.

Учет учебной работы учащихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы учащихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: