МОДУЛЬ 6. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩ.-СЯ В СИСТЕМЕ НАЧ. ПРОФЕСС. ОБУЧЕНИЯ
Методика профессионального обучения. Курс лекций 271
познавательной деятельностью учащихся. Контроль является составной
частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучени-
ем программного материала, его осмыслением, закреплением и применением,
формированием навыков и умений (рис. 35).
Планомерное осуществление контроля позволяет преподавателю при-
вести в систему усвоенный учащимися за определенный период времени ма-
териал, выявить успехи в обучении, пробелы и недостатки в знаниях, умени-
ях и навыках у отдельных учащихся и у всей группы в целом. Объективный
анализ результатов контроля за учебной деятельностью учащихся служит для
педагога и руководства профессиональных учебных заведений основой для
определения состояния качества приобретенных знаний, умений и навыков
учащихся. Контроль, осуществляемый преподавателем, в сочетании с само-
контролем дает возможность каждому студенту видеть результаты учения и
принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.
В педагогической литературе представлены разнообразные формы, ме-
тоды, типы и виды контроля знаний, умений и навыков (табл. 24).
Как уже было оговорено выше, контроль за ходом и результатом обу-
чения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить ре-
зультаты формирования профессиональных знаний и умений учащихся, но и
получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методи-
ки преподавателя. Преподаватель может переоценить умственное развитие
своих учеников и ставить перед ними завышенные цели, может переоценить
трудности отдельных тем содержания программы и выбрать методы и формы
организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не
способствуют достижению планируемого уровня знаний и умений. Для уча-
щихся профессионально-технических училищ проверка знаний и умений яв-
ляется источником эмоциональных переживаний. Учащийся удовлетворен,
когда все задания контрольной работы или практического занятия выполне-
ны, и искренне радуется, когда оценка преподавателя совпадает с самооцен-
кой. И, наоборот, огорчается, а иногда и теряет интерес к обучению, если
проверка знаний и умений не дает ожидаемых результатов.
Цели
обучения Принципы Содержание Методы
обучения
Организация
формы учеб-
но-познава-
тельной дея-
тельности
Контроль
профессиональных
знаний и умений
Рис. 35. Структура процесса обучения






