Лекция 26. Методика проверки профессиональных знаний и умений
МОДУЛЬ 6. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩ.-СЯ В СИСТЕМЕ НАЧ. ПРОФЕСС. ОБУЧЕНИ
Профессиональных знаний и умений
Важное значение в методике проверки знаний и умений учащихся при-
обретают методические задачи, которые стоят перед преподавателем и мас-
тером производственного обучения. Методические задачи разрабатываются
на основе ряда функций проверки.
В теории профессионального обучения (дидактике) выделяют следую-
щие функции проверки:
– контролирующая, состоящая в выявлении уровня сформированных
ЗУН учащихся, предусмотренных программой;
– обучающая, заключающаяся в совершенствовании знаний и умений в
процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;
– воспитывающая, реализующаяся при формировании у учащихся от-
ветственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в про-
цессе обучения.
Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методи-
ческих задачах, которые решает преподаватель или мастер производственно-
го обучения (табл. 25).
В зависимости от места осуществления проверки в процессе изучения
курса различают следующие виды проверки:
– текущая, сопровождающая повседневную учебно-познавательную
деятельность учащихся на каждом уроке;
– тематическая, охватывающая систему уроков по определенной теме
программы;
– периодическая, относящаяся к содержанию материала, изученного в
определенный период обучения (полугодие, курс);
– заключительная (итоговая), охватывающая весь материал учебного
предмета.
Методика профессионального обучения. Курс лекций 274
Таблица 25
Функции Методические задачи
Контролирую-
щая
Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений.
Выявление знаний и умений учащихся на уроке.
Определение уровня сформированности знаний, умений и навы-
ков
Корректировка методики изучения темы, по которой проводится
контроль знаний и умений.
Уточнение, углубление знаний учащихся.
Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок уча-
щихся
Обучающая
Разработка дополнительных вопросов по выявлению способностей
учащихся к логическому мышлению и умственным действиям.
Развитие речи учащихся в процессе проверки знаний
Воспитывающая
Обеспечение материально-технической базы для индивидуальной и
коллективной работы.
Формирование ученических групп по контролю за качеством обу-
чения.
Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы
В основу такого деления понятия «проверка» на виды положены два
признака: деление учебного материала на темы и организационное деление
учебного времени на периоды обучения.
По охвату учащихся в единовременном акте проверки различают инди-
видуальную проверку (участвуют преподаватель и учащийся); групповую
(охватывается часть учащихся группы); фронтальную (участвуют все уча-
щиеся).






