double arrow

Структура выступления


Шаг 10. Выступление

Создание контекста - это первоначальная стадия выступления. Задача - добиться резонанса с аудиторией, настроиться на нее. Оратор должен создать у аудитории впечатление, что сейчас мо­жет и должно произойти нечто важное. Представьтесь собрав­шимся, поинтересуйтесь их именами (если вы никого не знаете). Если люди в аудитории недостаточно знакомы друг с другом, можно создать для их взаимодействия общий контекст - попро­сить совершить какое-нибудь совместное действие: переставить стулья, столы, пересесть поближе к сцене. Общее действие помо­жет им сблизиться, создаст общность.

Не начинайте говорить до тех пор, пока не установится полная тишина. Возьмите паузу - очень скоро аудитория сама наведет порядок. Или начинайте говорить, но очень тихо. Чтобы вас рас­слышать, слушателям придется замолчать.

Установите зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд на каждом слушателе на 2 - 3 секунды, вы тем самым показываете, что заинтересованы в общении с каждым, и получа­ете возможность отслеживать, как люди реагируют на вашу речь.

Переход к теме беседы - привлечение внимания аудитории не­посредственно к теме выступления. Мы уже отмечали, что луч­ший вариант вступления - рассказать историю, анекдот, нечто неожиданное (к месту, естественно).




Экспериментируйте с голосом. Хорошо срабатывает метод «волнообразной» речи, суть которого в чередовании повыша­ющихся и понижающихся интонаций. При этом коммуника­тор может использовать естественные интонационные ассоциации: принято говорить о чем-то нежелательном с понижа­ющейся интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся, Стандартный шаблон привлечения внимания с помощью ин­тонации: понижающаяся при описании проблемы - повышаю­щаяся к концу описания - пауза - повышение интонации при описании решения.

Ключевые моменты вашей речи желательно выделять голосом, особым жестом - так они лучше воспринимаются аудиторией.

Вовлекайте аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, вы­ясняйте особое мнение, провоцируйте спор (при этом следите, чтобы резюмирование особо важных моментов оставалось за вами).

Проявляйте гибкость - после того как вы вышли на резонанс, необходимо его поддерживать. Выступающий должен постоянно приспосабливать свою речь, поведение к реакциям аудитории. Ес­ли один метод не работает, воспользуйтесь другим.

При общении ошибок не бывает, любую реакцию аудитории (какой бы она ни была) при достаточной гибкости можно исполь­зовать для успеха выступления. В этом поможет немудреное пра­вило - делайте вид, что все, что бы ни происходило в зале, так и было задумано.

Однажды к нам во время семинара ворвался какой-то патлатый тип и нетрезвым голосом стал выяснять у каждого, когда родился Го­мер. Аудитория недоумевала, мы улыбались. Как только тип скрылся за дверью, аудитории был задан вопрос: «Скажите, что именно хотел этот человек от вас?». После чего мы обсудили различия человеческо­го восприятия. Ситуация одна, а интерпретаций множество. Слуша­тели искренне решили, что сей неожиданный визит мы подготовили заранее.



Шаг 11. Адекватно реагируйте на выступления критиков

Среди слушателей могут найтись ваши противники либо «ин­теллектуальные хулиганы» (по секрету - только пиарщикам - скажем, что журналисты к этой категории принадлежат практиче­ски поголовно), которым доставляет удовольствие создать для вы­ступающего проблемы, свести его речь к бесплодной дискуссии. Если вам довелось встретиться с такого рода субъектами, научи­тесь правильно реагировать на их выпады.

Например, вам задают явно провокационный вопрос. Выслу­шайте его внимательно, поблагодарите спрашивающего и поинте­ресуйтесь, можно ли уточнить его позицию. А дальше используй­те методику расшифровки смыслов и рефрейминг.

- Вас считают очень настырным человеком, хорошо ли это для журналиста?

- Спасибо, рад о себе узнать такое мнение. Только давайте уточним, кто меня считает настырным?

- Некоторые люди.

- И вы в том числе?

- Ну, я пока не знаю...

- Тогда скажите, что для вас означает - быть настырным чело­веком?

- Требовать от людей то, что они не желают давать.



- Понятно, такого рода настырность можно определить как хороший навык профессионального журналиста. Человек нечест­ный всегда стремится скрыть свои прегрешения. Стоит ли ругать того, кто постарался вывести его на чистую воду?

Вспоминается незабвенный политик Анатолий Чубайс. Он как-то на восклицание журналистов о том, что отключают по всей стране свет вполне хладнокровно ответил: «Задача РАО «ЕЭС» не отключать свет, а наоборот - нести его людям, с чем, как вы можете убедиться на себе лично, наша компания хорошо справляется».

Если вас в чем-то обвиняют, вы можете использовать прием из арсенала «психологическою айкидо» - согласитесь с нападаю­щим и доведите его утверждение до абсурда. Пример: «Вы назвали меня скандалистом? Всегда был таким, не мог терпеть хамских выходок. А вы терпите?».

Дайте возможность нападающему полностью высказаться. Пригласите его на моего выступающего, а сами сядьте в зал и вре­мя от времени задавайте вопросы. Либо подождите, когда такие вопросы появятся у других. Такое пространственное расположе­ние поможет привлечь слушателей на вашу сторону. Уделите оп­поненту повышенное внимание. Спокойно отвечайте на все его вопросы. Очень скоро многим слушателям надоест такой «одно­направленный» разговор и они постараются каким-либо образом «нейтрализовать» спорщика. Если вы уверены в своей способнос­ти шутить, воспользуйтесь своим даром.

Как-то порядком подвыпивший зритель в заде мешал выступаю­щим. Конферансье Николай Павлович Смирнов-Сокольский, поте­ряв терпение, сказал:

- Гражданин, вы мешаете!

- Кому мешаю, вам?

- Да не мне! Зачем вы мешаете водку с пивом?

Хулиган под смех зрителей постарался скорееретироваться из зала.

Шаг 12. Выход из выступления: закрепление достигнутого впечатления

Следите внимательно за реакциями аудитории. Как только вы решили, что цель вашего выступления достигнута, - завершайте его. Лучше всего в нескольких словах резюмировать суть того, что вы говорили. Конец речи, как и начало, более всего запоминает­ся, следовательно, необходим особый оборот речи, яркий пример, цепляющая эмоции цитата, призыв к действию.







Сейчас читают про: