double arrow

Роль устной речи и других коммуникационных средств в аудиторном общении

Шаг 5. Подготовьте речь

Основные критерии оценки содержания речи достаточно про­сты - она должна прежде всего соответствовать вашей цели, быть уместной, понятной аудитории, обладать достаточной степенью новизны (при этом связана с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение).Доклад (речь) не должен содержать более семи основных идей - аудитория все равно не запомнит больше. И еще: он должен бытьпредельно краток.

Психолог Джордж Миллер в ходе исследований установил, что на­ша способность к запоминанию информации весьма ограниченна. Один из способов запомнить побольше единиц информации - свя­зать их вместе в виде «пакетов». Хорошо структурированное содержа­ние выступления способствует не только быстрому восприятию сооб­щения, но и запоминанию. Способность успешного восприятия речи сохраняется у слушателя около 15 минут. Отсюда вырисовывается важное следствие: содержание речи должно быть структурировано и разбито на логические блоки, лучшее время воспроизведения кото­рых не более 15 минут.

«Блоковое» построение выступления к тому же позволяет при необходимости довольно гибко варьировать последовательность предъявления информации. Этот способ чем-то напоминает кар­точки с записями. Их можно сложить в разном порядке, тем са­мым изменяя структуру общего текста.

Впрочем, многие выступающие так и делают: записывают ос­новные тезисы своей речи на карточки, которые и становятся «опорой» для произнесения речи. Возьмите эти карточки с собой, но не доставайте их: при хорошей подготовке они вам не понадо­бятся (о чтении по бумажке мы даже не говорим - и для журнали­ста, и для PR-специалиста подобный вариант ораторства вряд ли можно назвать органичным).

- Какая разница между хорошим и плохим дирижером? - спроси­ли как-то у немецкого дирижера Ханса фон Бюлова.

- Хороший дирижер держит партитуру в голове, а плохой - голо­ву в партитуре, - последовал ответ.

Особое внимание следует уделитьначалу и концу речи.Первые слова у нас служат настройкой на аудиторию, опреде­ляют тон разговора, вызывают либо интерес, либо скуку. Что­бы обратить внимание людей на себя, отвлечь от массы «по­лезных» дел (обсуждение блюд, рассказывание анекдотов, ри­сование затейливых рожиц), нужна наживка: необычная фраза, смешная история, неожиданное действие, неизвест­ный анекдот. Словом, все то, что заставляет хотя бы на мгно­вение замереть.

Завершающая фраза резюмирует выступление, фокусирует основную мысль выступающего и наиболее отчетливо запоми­нается. Еще лучше, если последняя фраза побуждает слушателен к действию, если это предложение что-либо обсудить или сделать.

Саму речь желательно сделать образной, «нарисовать картин­ку». Именно образ лучше запоминается и вызывает более интен­сивные эмоции. Одно дело - рассказывать о процентах веществ, загрязняющих озеро, другое - продемонстрировать смятое перо птицы и описать, как она на ваших глазах погибала. Вы получите совсем другой отклик. Дляэмоционального воздействия можно ис­пользовать следующие приемы.

Закон дремлющего эффекта. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рас­считанные на психологический протест. Из этого закона следуют два важных принципа:принцип настороженности (быстро и прочно усваивается информация об угрозе; при этом остальная информация, содержащаяся в речи, не воспринимается, блокируется) и принцип резонанса (быстро и прочно усваивается информация непосредственно касающаяся данной аудитории).

Хорошей иллюстрацией явления дремлющею эффекта может служить следующий опыт, проведенный вСША. Двум группам был пред­ложен полемический текст. На листах, розданных первом группе, под­пись под текстом отсутствовала, а второй группе дали текст, подпи­санный фамилией, которая вызывала заведомо отрицательное отношение.

Проверка, проведенная через неделю, показала, что в обеих группах содержание текста усвоено довольно хорошо. Но через две недели студенты первой группы воспроизводили текст хуже, чем студенты второй, а еще через неделю в первой группе затруднились сказать, о чем конкретно шла речь, в то время как студенты второй группы уверенно вспомнили содержание текста. Те же закономерности характер­ны и для выступления.

Закон дремлющего эффекта реализуется в методах создания сенсаций и эмоциональной доминанты.


Сейчас читают про: