Типы аудиторий и критерии их выделения

Подготовка к аудиторному общению.

Тема 10. Технологии публичного выступления.

Из истории ораторского искусства. Подготовка к аудиторному общению со стороны активного субъекта процесса: изучение особенностей аудитории, определение основной установки на этот вид общения, отбор средств формирования элементов самостоятельности аудитории, обратной связи, средств коммуникации. Типы аудиторий и критерии их выделения: учебная аудитория, научно-дискуссионная, официально-деловая, аудитория агитационно-пропагандистского и нравственно-воспитательного воздействия. Роль устной речи и других коммуникационных средств в аудиторном общении. Структура выступления. Методы завоевания и удержания внимания аудитории. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная и базовая. Образ аудитории в восприятии коммуникатора.

Умение выступать публично, на наш взгляд, имеет прямое отношение к профессии журналиста. Довольно часто возника­ют ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. А у пиарщиков такие ситуации возникают постоянно. Но не все используют воз­можности привлечения сторонников - сказывается недоста­ток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт бы­стро осваивается, если придерживаться определенных техно­логических ходов.

Шаг 1. Определите цели выступления

Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы пресле­дуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким.

Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела.

Убедить слушателей - подготовить их к признанию той или иной точки зрения, способа решения проблемы.

Побудить к действию - вызвать отклик аудитории и желание что-либо изменить в окружающем мире.

Нередко в выступлении в той или иной мере выражены все три цели, но какая-то из них действительно главная.

Успешно реализовать цель своего выступления возможно только при знании аудитории, ее особенностей и потребностей. Наи­лучшей всегда оказывается речь, которая резонирует с представле­ниями и желаниями слушателей.

Шаг 2. Соберите информацию о вашей аудитории

Одно дело - выступать перед специалистами, другое перед дилетантами. Возраст, социальное положение, личные и общественные интересы, степень осведомленности о предмете выступле­ния, отношение к докладчику тоже весьма влияют как на воспри­имчивость аудитории, так и на ее интерес к теме доклада. Небез­различна докладчику и степень близости к слушателям. Согласитесь, что стиль доклада может сильно варьироваться от того, насколько вам знакомы те люди, перед которыми вы собра­лись излагать свои идеи.

Замечательно, если вы организуете сбор информации об ауди­тории в соответствии с логическими уровнями: среда (окруже­ние) - привычный стиль поведения - способности (знания) - убеждения (мнения, ценности, предубеждения) - самопредставление (профессиональное и личностное) - миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории).

Весьма полезным окажется знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и мнениям какой-либо группы) данной аудитории. Это, собственно, стабильные показатели ау­дитории.

Непосредственно перед выступлением стоит прояснить для се­бя и ситуативные показатели, а именно: эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления.

Собрав эти ценные данные, попытайтесь понять, в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: можно подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к ка­кой-то определенной группе, можно обозначить род своих заня­тий и степень своей профессиональной подготовленности и т. д. Выборов много, но далеко не все из них подходят к вашим целям и особенностям аудитории. Срабатывает эффект выступающего.

Шаг 3. Конструируйте свой образ

Мнение людей подвергается более сильному влиянию со сто­роны выступающих, которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие.

Впечатление об искренности человека и доверие к нему (а следовательно, и эффективность воздействия) могут быть усилены, если он ясно и выпукло аргументирует позицию, которая за­служивает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагма­тические интересы и не приносит ему никакой выгоды (а лучше всего противоположна интересам коммуникатора), и если он к тому же не пытается явно «в лоб» повлиять на мнения людей.

Однако если вы пользуетесь очень высоким авторитетом у данной аудитории, то он все же будет оказывать на нее влияние (даже если аудитория и будет знать о ваших прагматических целях и на­мерениях) из одного желания совпасть с авторитетной личностью.

В одной колонии обезьян сделали попытку приучить их к конфе­там. Начали с молодых особей, стоящих на низших уровнях обезьянь­ей иерархии.Вкус к конфетам распространялся крайне медленно: че­рез полтора года лишь 51% обитателей колонии употребляли конфеты, причем среди них не было ни одного вожака. В другой стае обезьян попробовали приучать к пшенице, но нача­ли на этот раз с вожака. Употребление в пищу пшеницы, до той поры обезьянам совершенно неизвестной, распространилось на всю стаю уже через 4 часа.

В обезьяньей стае авторитет вожака определяется четким кри­терием силы.

Для нас же критерии авторитета могут быть иными, но одним из наиболее существенных является «внешний знак» авторитета - титул, звание и прочее, обозначающие ценность личности через ее социальную роль. Достаточно сообщить, что перед нами «про­фессор», «генерал», «директор», как вступают в силу определен­ные установки восприятия, ранее сложившиеся оценки и ожида­ния. Мнение носителя титула приобретает совсем иную силу воз­действия, чем в том случае, если бы он был инкогнито.

Американский психолог Р. Чальдини в своей книге «Воздействие: наука и практика» приводит данные множества исследований, раскрывающих природу влияния авторитета на поведение. Так, в рамках одного из исследований психолог приводил в пять разных классов колледжа одного и того же человека, представляя его как гостя из Кембриджского университета. При этом в первом из классов он на­звал его студентом, в следующем ассистентом, в третьем - преподава­телем, в четвертом - старшим преподавателем, наконец в пятом - профессором. После того как гость уходил из аудитории, учащихся просили примерно оценить его рост. Рост «профессора» оказался зна­чительно выше, чем рост «студента». С каждым повышением титула гость «прибавлял» в росте.

Американский исследователь В. Виттрайх провел серию любопыт­ных опытов среди новобранцев, которые через искажающие линзы должны были воспринимать в одних случаях своих товарищей, в дру­гих - своих прямых начальников. И что вышло? Изменения во внешности других солдат отмечались сразу. Искажений же во внешности начальника новобранец не видел, или требовались более сильные линзы, чтобы образ начальника у него изменился.

Авторитетная личность или знаменитость подтверждает досто­инство того или иного товара (идеи), или человека, или явления. Тут действует психологический механизм «переноса», при кото­ром достоинства «свидетельствующего» переносятся на товар, на другого человека, на явления.

При высоком авторитете выступающего аудитория будет тем бо­лее убеждаема, чем большее противоречие будет существовать меж­ду ее начальным мнением и точкой зрения, которую отстаивает вы­ступающий. Когда же авторитет оратора не определен и откровен­но слаб, то он может воздействовать на аудиторию только при среднем расхождении позиций между ними.

Шаг 4. Определите свою роль

Определив особенности аудитории, с которой вы будете иметь дело, важно определиться с той ролью, которую вы будете исполь­зовать при выступлении.

Психотерапевт А. Добрович считает, что для успешного психо­логического воздействия нужна особая социально-психологичес­кая роль: «Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли Божества - считайте, что он уже загипнотизи­рован. С той же секунды, как признал вас таковым».

Специалисты по суггестивной лингвистике подчеркивают не­обходимость для суггестивного (внушающего) воздействия на ау­диторию таких ролей, иначе возникает проблема барьера воспри­ятия. А. Добрович предложил набор ролей, имеющих суггестивное (прил., по знач. связанное с внушением, гипнозом (мед.) воздействие.

Роль Покровителя. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения.

Роль Кумира. Кумир необязательно могуч, необязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением.

Роль Хозяина или Господина. Может быть, он недобр к вам, может быть, он не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Попробуй те не подчиниться - есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут как счастли­вого часа. Но, если вы будете лояльны к Господину и выкаже­те полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Уго­дите ему и станете жить в довольстве. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.

Роль Авторитета. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь общеполезном и важном деле. К не­му нельзя не прислушиваться. Не воспользуешься его советом - гляди, сядешь в лужу.

Роль Виртуоза или Ловкача. Выступая в этой роли, вы даете по­нять, что у можете совершать невозможное. Хорошее или плохое не важно. Виртуозный делец, из-под земли добывающий то, чего иным и не снилось: виртуозный вор-карманник; виртуозный иг­рок, фокусник, стихоплет, спорщик - что угодно. В любом случае вы завораживаете публику и даже ограбленный вами субъект не может не восхищаться вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.

Роль Удава. Это не Властитель, не Господин, хотя он при желании может сделаться для вас и хозяином. Это тип, который видит ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что до­ставляет ему истинное удовольствие. Ломать и топтать вас ему легко и приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним.

Роль Дьявола. В этой роли вы - олицетворенное зло. Зло «ме­тафизическое», зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В изве­стном отношении это «божество» с обратным знаком. Беспре­дельна власть божества, но при этом беспредельна ненависть ко всему человеческому.

На определенный тип аудитории воздействует определенная роль. Успешность выступления во многом определяется тем, на­сколько вы удачно подберете свою роль и признают ли вас в соот­ветствии с ней.

Поза, жесты, выражение глаз, манера речи передают социаль­но-психологическую роль выступающего. Начинающему оратору важно освоить все роли, а затем уже оценивать, на какую аудито­рию какая из них действует лучше.

Отрабатывается роль через отождествление себя с кем-либо, наиболее соответствующим ей. Представьте себя в образе люби­мого учителя (роль Покровителя), знаменитого актера (роль Ку­мира), падишаха (роль Хозяина), читающего лекцию профессо­ра (роль Авторитета), Владимира Жириновского (роль Ловка­ча), Кашпировского (роль Удава), ласково беседующего с очередной жертвой Фредди Крюгера (роль Дьявола). Предста­вив образ, войдите в него. Позвольте вашему телу все сделать так, как ему хочется, где-то расслабиться, где-то подобраться... Будьте при этом сторонним наблюдателем. Разрешите выбран­ной роли завладеть вами. Для того чтобы понять, насколько удачно получается вживание в роль, попробуйте осознать те пе­ремены, которые с вами произошли. Пройдитесь немного, по­говорите, пожестикулируйте, прислушайтесь к своему голосу. И помните, что насколько бы роль ни завладела вами, кнопка пе­реключения всегда в ваших руках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: