Подготовка к аудиторному общению.
Тема 10. Технологии публичного выступления.
Из истории ораторского искусства. Подготовка к аудиторному общению со стороны активного субъекта процесса: изучение особенностей аудитории, определение основной установки на этот вид общения, отбор средств формирования элементов самостоятельности аудитории, обратной связи, средств коммуникации. Типы аудиторий и критерии их выделения: учебная аудитория, научно-дискуссионная, официально-деловая, аудитория агитационно-пропагандистского и нравственно-воспитательного воздействия. Роль устной речи и других коммуникационных средств в аудиторном общении. Структура выступления. Методы завоевания и удержания внимания аудитории. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная и базовая. Образ аудитории в восприятии коммуникатора.
Умение выступать публично, на наш взгляд, имеет прямое отношение к профессии журналиста. Довольно часто возникают ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. А у пиарщиков такие ситуации возникают постоянно. Но не все используют возможности привлечения сторонников - сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов.
Шаг 1. Определите цели выступления
Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким.
Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела.
Убедить слушателей - подготовить их к признанию той или иной точки зрения, способа решения проблемы.
Побудить к действию - вызвать отклик аудитории и желание что-либо изменить в окружающем мире.
Нередко в выступлении в той или иной мере выражены все три цели, но какая-то из них действительно главная.
Успешно реализовать цель своего выступления возможно только при знании аудитории, ее особенностей и потребностей. Наилучшей всегда оказывается речь, которая резонирует с представлениями и желаниями слушателей.
Шаг 2. Соберите информацию о вашей аудитории
Одно дело - выступать перед специалистами, другое перед дилетантами. Возраст, социальное положение, личные и общественные интересы, степень осведомленности о предмете выступления, отношение к докладчику тоже весьма влияют как на восприимчивость аудитории, так и на ее интерес к теме доклада. Небезразлична докладчику и степень близости к слушателям. Согласитесь, что стиль доклада может сильно варьироваться от того, насколько вам знакомы те люди, перед которыми вы собрались излагать свои идеи.
Замечательно, если вы организуете сбор информации об аудитории в соответствии с логическими уровнями: среда (окружение) - привычный стиль поведения - способности (знания) - убеждения (мнения, ценности, предубеждения) - самопредставление (профессиональное и личностное) - миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории).
Весьма полезным окажется знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и мнениям какой-либо группы) данной аудитории. Это, собственно, стабильные показатели аудитории.
Непосредственно перед выступлением стоит прояснить для себя и ситуативные показатели, а именно: эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления.
Собрав эти ценные данные, попытайтесь понять, в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: можно подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к какой-то определенной группе, можно обозначить род своих занятий и степень своей профессиональной подготовленности и т. д. Выборов много, но далеко не все из них подходят к вашим целям и особенностям аудитории. Срабатывает эффект выступающего.
Шаг 3. Конструируйте свой образ
Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны выступающих, которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие.
Впечатление об искренности человека и доверие к нему (а следовательно, и эффективность воздействия) могут быть усилены, если он ясно и выпукло аргументирует позицию, которая заслуживает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой выгоды (а лучше всего противоположна интересам коммуникатора), и если он к тому же не пытается явно «в лоб» повлиять на мнения людей.
Однако если вы пользуетесь очень высоким авторитетом у данной аудитории, то он все же будет оказывать на нее влияние (даже если аудитория и будет знать о ваших прагматических целях и намерениях) из одного желания совпасть с авторитетной личностью.
В одной колонии обезьян сделали попытку приучить их к конфетам. Начали с молодых особей, стоящих на низших уровнях обезьяньей иерархии.Вкус к конфетам распространялся крайне медленно: через полтора года лишь 51% обитателей колонии употребляли конфеты, причем среди них не было ни одного вожака. В другой стае обезьян попробовали приучать к пшенице, но начали на этот раз с вожака. Употребление в пищу пшеницы, до той поры обезьянам совершенно неизвестной, распространилось на всю стаю уже через 4 часа.
В обезьяньей стае авторитет вожака определяется четким критерием силы.
Для нас же критерии авторитета могут быть иными, но одним из наиболее существенных является «внешний знак» авторитета - титул, звание и прочее, обозначающие ценность личности через ее социальную роль. Достаточно сообщить, что перед нами «профессор», «генерал», «директор», как вступают в силу определенные установки восприятия, ранее сложившиеся оценки и ожидания. Мнение носителя титула приобретает совсем иную силу воздействия, чем в том случае, если бы он был инкогнито.
Американский психолог Р. Чальдини в своей книге «Воздействие: наука и практика» приводит данные множества исследований, раскрывающих природу влияния авторитета на поведение. Так, в рамках одного из исследований психолог приводил в пять разных классов колледжа одного и того же человека, представляя его как гостя из Кембриджского университета. При этом в первом из классов он назвал его студентом, в следующем ассистентом, в третьем - преподавателем, в четвертом - старшим преподавателем, наконец в пятом - профессором. После того как гость уходил из аудитории, учащихся просили примерно оценить его рост. Рост «профессора» оказался значительно выше, чем рост «студента». С каждым повышением титула гость «прибавлял» в росте.
Американский исследователь В. Виттрайх провел серию любопытных опытов среди новобранцев, которые через искажающие линзы должны были воспринимать в одних случаях своих товарищей, в других - своих прямых начальников. И что вышло? Изменения во внешности других солдат отмечались сразу. Искажений же во внешности начальника новобранец не видел, или требовались более сильные линзы, чтобы образ начальника у него изменился.
Авторитетная личность или знаменитость подтверждает достоинство того или иного товара (идеи), или человека, или явления. Тут действует психологический механизм «переноса», при котором достоинства «свидетельствующего» переносятся на товар, на другого человека, на явления.
При высоком авторитете выступающего аудитория будет тем более убеждаема, чем большее противоречие будет существовать между ее начальным мнением и точкой зрения, которую отстаивает выступающий. Когда же авторитет оратора не определен и откровенно слаб, то он может воздействовать на аудиторию только при среднем расхождении позиций между ними.
Шаг 4. Определите свою роль
Определив особенности аудитории, с которой вы будете иметь дело, важно определиться с той ролью, которую вы будете использовать при выступлении.
Психотерапевт А. Добрович считает, что для успешного психологического воздействия нужна особая социально-психологическая роль: «Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли Божества - считайте, что он уже загипнотизирован. С той же секунды, как признал вас таковым».
Специалисты по суггестивной лингвистике подчеркивают необходимость для суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию таких ролей, иначе возникает проблема барьера восприятия. А. Добрович предложил набор ролей, имеющих суггестивное (прил., по знач. связанное с внушением, гипнозом (мед.) воздействие.
Роль Покровителя. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения.
Роль Кумира. Кумир необязательно могуч, необязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением.
Роль Хозяина или Господина. Может быть, он недобр к вам, может быть, он не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Попробуй те не подчиниться - есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут как счастливого часа. Но, если вы будете лояльны к Господину и выкажете полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему и станете жить в довольстве. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.
Роль Авторитета. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь общеполезном и важном деле. К нему нельзя не прислушиваться. Не воспользуешься его советом - гляди, сядешь в лужу.
Роль Виртуоза или Ловкача. Выступая в этой роли, вы даете понять, что у можете совершать невозможное. Хорошее или плохое не важно. Виртуозный делец, из-под земли добывающий то, чего иным и не снилось: виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик - что угодно. В любом случае вы завораживаете публику и даже ограбленный вами субъект не может не восхищаться вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.
Роль Удава. Это не Властитель, не Господин, хотя он при желании может сделаться для вас и хозяином. Это тип, который видит ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать и топтать вас ему легко и приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним.
Роль Дьявола. В этой роли вы - олицетворенное зло. Зло «метафизическое», зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это «божество» с обратным знаком. Беспредельна власть божества, но при этом беспредельна ненависть ко всему человеческому.
На определенный тип аудитории воздействует определенная роль. Успешность выступления во многом определяется тем, насколько вы удачно подберете свою роль и признают ли вас в соответствии с ней.
Поза, жесты, выражение глаз, манера речи передают социально-психологическую роль выступающего. Начинающему оратору важно освоить все роли, а затем уже оценивать, на какую аудиторию какая из них действует лучше.
Отрабатывается роль через отождествление себя с кем-либо, наиболее соответствующим ей. Представьте себя в образе любимого учителя (роль Покровителя), знаменитого актера (роль Кумира), падишаха (роль Хозяина), читающего лекцию профессора (роль Авторитета), Владимира Жириновского (роль Ловкача), Кашпировского (роль Удава), ласково беседующего с очередной жертвой Фредди Крюгера (роль Дьявола). Представив образ, войдите в него. Позвольте вашему телу все сделать так, как ему хочется, где-то расслабиться, где-то подобраться... Будьте при этом сторонним наблюдателем. Разрешите выбранной роли завладеть вами. Для того чтобы понять, насколько удачно получается вживание в роль, попробуйте осознать те перемены, которые с вами произошли. Пройдитесь немного, поговорите, пожестикулируйте, прислушайтесь к своему голосу. И помните, что насколько бы роль ни завладела вами, кнопка переключения всегда в ваших руках.