double arrow

Откройте крестьянину путь на Север!

Уже несколько лет тюменские аграрии производят молока, овощей, яиц и мяса почти в два раза больше, чем требуется населению области. И даже вопреки нынешнему обвалу цены на зерно, постоянному удорожанию горючего, электроэнергии и запчастей они готовы еще нарастить все показатели. Для этого сельхозпроизводителям нужен лишь устойчивый рынок сбыта продукции.

29.01.2010
Александр Белов

Где найти надежных потребителей тюменских продуктов? Таким вопросом два года назад задались организаторы круглого стола на тему «Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей», прошедшего в областной Думе.

— Тогда мы дали старт большой совместной работе законодательной и исполнительной власти региона. И наши усилия принесли весомый результат, — заявил на заседании парламентского комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям его председатель Юрий Конев.

Сегодня в каждом муниципальном районе открыт местный рынок. В любом из них есть отдел по торговле сельхозпродукцией. Доступ к прилавку открыт и для крупных агропредприятий, и для фермеров, и для частников, желающих реализовать излишки урожая со своих огородов. Сам порядок получения права на торговлю для сельчан предельно упрощен. Этому способствовали изменения в областном законодательстве.

И вопреки кризису рост продаж на рынках составил 20 процентов по сравнению с благополучным 2008 годом. Сегодня на их долю приходится 15 процентов от областного оборота розничной торговли.

Определено место и для строительства специализированного колхозного рынка в Тюмени. Он будет построен возле объездной дороги, на участке между улицами Пермякова и Мельникайте.

Кроме того, в прошлом году в области проведено около тысячи сельскохозяйственных ярмарок. Некоторые из них стали регулярными. И нынче их число еще возрастет.

— Однако при неуклонном росте производства реализация сельхозпродуктов все же остается большой проблемой, — признал директор областного департамента агропромышленного комплекса Владимир Ковин.

Продовольственный рынок области насыщен местными товарами. Тюменцы могли бы увеличить сбыт, наладив торговлю с другими регионами, в первую очередь — с соседними автономными округами. На ярмарках, проведенных в ямальских и югорских городах, ишимские сыры и колбасы, омутинскую и ялуторовскую сгущенку, каскаринские окорочка, боровские и пышминские яйца северяне раскупали моментально.

Стало быть, тюменским крестьянам предопределена прямая дорога на Север, где потребительский рынок обширен, а платежеспособность населения высока и стабильна?

— Это вопрос политический, — считает Юрий Конев. — Прилавки в Югре и на Ямале уже заняты поставщиками из других регионов. Чтобы пробиться к северным покупателям, тюменским крестьянам нужна помощь и от законодательной, и от исполнительной власти округов.

Прежде всего надо обеспечить каналы поставки продуктов с юга области на север. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В областной программе «Сотрудничество» сохранена компенсация транспортных расходов для предприятий, поставляющих свои продукты северным потребителям. Для системного же снабжения северян тюменской провизией строится логистический центр.

Два года назад его руководитель Николай Бабин только рассказывал о перспективных планах новой структуры. Сейчас в центре уже монтируется оборудование для отправки в округа тюменских молочных продуктов и овощей. Северяне, в свою очередь, готовы предложить тюменским покупателям оленину, свежемороженую рыбу и пресервы.

По словам председателя областной Думы Сергея Корепанова, особенно важно, что товаропоток, организованный через логистический центр, станет двусторонним. Это выгодно и северянам, и жителям юга области. Ямальские деликатесы не залежатся в тюменских магазинах, ведь за годы политического противостояния между нашими регионами многие южане успели подзабыть их вкус. Да что там вкус! Даже — вид…

Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 592 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей»

(представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 20 февраля 2009 года)

С целью насыщения рынка продовольственных товаров Тюменской области доступными, качественными и безопасными продуктами питания распоряжением Правительства Тюменской области от 27.10.2008 № 1500-рп утверждена долгосрочная целевая комплексная программа «Развитие конкуренции на продовольственном рынке Тюменской области» на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).

Программа направлена на обеспечение постоянного мониторинга состояния конкурентной среды и цен на всех стадиях производства и реализации продовольственных товаров, расширение возможности реализации продуктов питания населению тюменскими товаропроизводителями, поддержку малого и среднего предпринимательства в сфере производства и реализации продуктов питания, развитие системы защиты прав потребителей, осуществление контроля и надзора за качеством и безопасностью продуктов питания.

Мероприятия Программы реализуются в рамках действующих долгосрочных целевых программ «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области», «Основные направления малого и среднего предпринимательства Тюменской области», «Основные направления промышленности Тюменской области», «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области», «Основные направления развития образования и науки Тюменской области», «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области», «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» в Тюменской области».

В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания населению в рамках Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в городах и районах юга Тюменской области организовано проведение сезонных сельскохозяйственных ярмарок по расширенной продаже продукции. Кроме того, с ноября 2007 года на сельскохозяйственном рынке «Южный» в городе Тюмени организована еженедельная ярмарка выходного дня. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предложен удобный для них режим работы на рынке, проведена широкая рекламная акция о работе ярмарок.

Проведение сельскохозяйственных ярмарок в областном центре, городах области и автономных округов обеспечивает тюменским товаропроизводителям гарантированный уровень продаж и возможность активного изучения потребительского спроса на выпускаемую продукцию, в т.ч. на ее новые виды. Сельхозтоваропроизводители и предприятия пищевой промышленности в целях активизации рынка сбыта продукции участвуют в региональных и федеральных выставках, а также в самых престижных выставочных проектах - Российской агропромышленной неделе и выставке «Золотая осень». Проведение ярмарочных мероприятий планируется в соответствии с определенными графиками, о которых информируется население.

Кроме того, в целях развития рынков сбыта местной сельскохозяйственной продукции на протяжении ряда лет проводятся конкурсы «Лучшие товары и услуги Тюменской области» и «Тюменская марка», региональный этап Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», издается каталог «Лучшие товары и услуги Тюменской области».

В 2008 году проведен анализ востребованности торговых мест сельхозпроизводителями, в ходе которого выявлено, что действующие в настоящее время универсальные рынки обеспечивают потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих свою продукцию, в торговых местах, а потребительский спрос населения - в сельскохозяйственной продукции и продовольствии.

Для расширения возможностей сбыта продукции сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой промышленности области предполагается создание сельскохозяйственного рынка.

Следует отметить, что основной объем реализации продовольственных товаров осуществляется через розничную торговлю. Этот сектор характеризуется приходом крупных внерегиональных ритейлеров: «Метро», «Монетка», «Мегамарт», «Лента», «Мосмарт» (франшиза выкуплена тюменским ООО «Партнер-маркет»), «Копейка» (франшиза) и развитием местных торговых сетей: «Тамара», ТД «Абсолют», управляющей компании «Мост», «Пчелка», рядом небольших торговых сетей.

Крупные торговые сетевые компании, на долю которых приходится 25-30% оборота продовольственных товаров, играют важную роль в продовольственном обеспечении города Тюмени и стабилизации розничных цен. В большинстве своем их деятельность базируется:
- на прямых договорных отношениях с изготовителями товаров и прямых поставках товара, что снижает посреднические затраты;
- на высокой оборачиваемости товара за счет сравнительно низких розничных цен на товары и небольшого уровня торговой наценки.

Вопрос увеличения объемов продаж местных товаров в торговых сетях актуален. В настоящий период доля продукции местных товаропроизводителей в сетях составляет 10-15% от общего объема товарооборота, но не все возможности сотрудничества и производственного потенциала исчерпаны как в отношении крупных товаропроизводителей, так и малых предприятий.

Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 12.03.2009 № 1348

Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 592 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей»

(представлена в областную Думу руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Д.В. Шалабодовым 20 февраля 2009 года)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о деятельности, связанной с изучением состояния конкурентной среды на агропромышленных товарных рынках Тюменской области (без автономных округов), сообщает следующее.

По поручению Федеральной антимонопольной службы России (№ ИА/26000 от 10.10.2008 и № ИА/28328 от 30.10.2008) в соответствии со своими полномочиями по определению состояния конкуренции Тюменское УФАС России начиная с октября 2008 года осуществляет мониторинг цен на социально значимую группу продовольственных товаров, в числе которых хлеб, молоко, подсолнечное масло. Мониторинг включает в себя контроль за ценами на товарных рынках в динамике и по всей взаимосвязанной цепочке производства продукта, начиная с цен на сырье и заканчивая розничными ценами на товар.

Мониторинг проводится на основании сведений, ежемесячно представляемых несколькими крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на соответствующих товарных рынках (производство хлеба, муки, переработка молока, а также оптовая реализация молока, масла растительного).

Информация о ценах поступает от ОАО "Тюменский хлебокомбинат", ООО "Тюменский хлебомакаронный комбинат", ОАО "Тюменьхлебопродукт", ОАО "Тюменский комбинат хлебопродуктов", молочный комбинат "Ялуторовский", ЗАО "СМиКК", ООО "Юнимилк-Ялуторовск", ООО "Золотые луга", ООО "Тюменский торговый дом", ООО "Бест-Тюмень".
Анализ данных о динамике цен на обозначенные товары за период с октября 2008 года по февраль 2009 года позволяет охарактеризовать ситуацию на соответствующих агропродовольственных рынках следующим образом.

Рынок хлеба. Цены на хлеб ("пшеничный", "дарницкий"), установленные его производителями в январе 2009 года, соответствуют ценам сентября 2008 года. Стабильность цен на хлеб на протяжении последних четырех месяцев подтверждается данными о розничных ценах, представляемых департаментом АПК Тюменской области и Управлением по потребительскому рынку г. Тюмени.

В структуре себестоимости хлеба затраты на сырье составляют значительную долю (40-50%), при этом в расходах на сырье более чем 90% занимает стоимость муки. Повышения отпускных цен на муку, производимую местными товаропроизводителями, в период мониторинга не зафиксировано.

Рынок масла. На территории Тюменской области (без автономных округов) хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство подсолнечного масла, отсутствуют. Ввоз в регион и оптовую реализацию продукта осуществляют несколько поставщиков, которые работают на основании договоров поставки и дистрибьюторских договоров с производителями растительного масла.

Средняя розничная цена на масло подсолнечное (рафинированное, дезодорированное, фасованное на территории Тюменской области без автономных округов), зафиксированная на начало февраля, составляет 67,5 рубля за бутылку, это на 8% меньше, чем оно стоило в октябре прошлого года, при этом максимальная цена на масло незначительно поднялась (на 4%), а минимальная цена стала более чем на 30% дешевле.

Коэффициент рентабельности продаж оптовых поставщиков "первого звена" в последнем отчетном периоде (январь 2009 года) находится в диапазоне от 8 до 18%.

Рынок молока. Рынок молока Тюменской области (без автономных округов) характеризуется наличием на нем молочной продукции, произведенной в основном местными товаропроизводителями, и молока, производство которого осуществляется на молочных комбинатах, расположенных в иных регионах России (Свердловская, Омская, Курганская области и др.).
Мониторинг осуществляется в отношении цен на молоко фасованное пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2,5% или 3,2%, выпускаемое наиболее крупными региональными производителями молока и молочной продукции, включенными в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара в размере более чем 35%: филиалом "Молочный комбинат "Ялуторовский" ОАО "Компания "Юнимилк" и ЗАО "Ситниковский молочно-консервный комбинат".

Оба предприятия выпускаемую продукцию реализуют через своих дистрибьюторов: ОАО "Юнимилк" - через ООО "ЮниМилк" (филиал "ЮниМилк-Ялуторовск"), ЗАО "СМиКК" - через ООО "Золотые луга". Данные дистрибьюторы являются единственными оптовыми поставщиками молочной продукции, произведенной на указанных молочных комбинатах.

За 2008 год отпускные цены на молоко, установленные дистрибьюторами молочных комбинатов для оптовых покупателей, выросли на 20-30%. За этот период цены на товар "от производителя" увеличились всего на 2-8%, а закупочные цены на сырое молоко за этот период практически не изменились.

Средние розничные цены на молоко в январе 2009 года изменились незначительно и в основном за счет увеличения их максимальных значений, при этом минимальные цены на молоко остались на уровне октября 2008 года.

При этом ЗАО "СМиКК" повысило свои отпускные цены на молоко, в результате цены на молоко, произведенное в январе, стали на 12% выше цен на данную продукцию, отпускаемую в предыдущем месяце (декабрь). Изменение цен на молоко, реализуемое дистрибьютором ООО "Золотые луга" для розничной торговли, пока не зафиксировано.

Изменения закупочных цен на сырое молоко, приобретаемое комбинатами для переработки, за прошедший период 2009 года не отмечено.
В настоящее время по результатам проведенной проверки (приказ Управления от 08.12.2008 № 524) Тюменским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО "ЮниМилк" и хозяйствующих субъектов, заключивших с ним дистрибьюторские соглашения, которые содержат условия, нарушающие требования, установленные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: запрет на заключение соглашений, которые приводят или могут привести к установлению и поддержанию цен, скидок, наценок, к разделу рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров или составу продавцов или покупателей (заказчиков).

В ходе проводимого Тюменским УФАС России мониторинга цен на агропродовольственных рынках (хлеб, молоко, масло подсолнечное) признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов - участников данных товарных рынков не выявлено.
Приложение 3
к постановлению областной Думы
от 12.03.2009 № 1348

Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 592 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей»

(представлена в областную Думу руководителем Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Г.В. Шарухо 24 февраля 2009 года)

Во исполнение постановления Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 592 Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области (далее - Управление) проводилась работа по надзору и контролю за качеством сельскохозяйственной и пищевой продукции в сфере потребительского рынка.

Всего за 2008 г. исследовано по санитарно-химическим показателям 7065 проб пищевых продуктов, не соответствовало санитарным нормам - 233, что составило 3,2% (2007 г. - 3,2%). Наряду с этим в 2008 г. увеличился в 2,7 раза удельный вес неудовлетворительных проб импортных пищевых продуктов (2007 г. - 1,4%, 2008 г. - 3,9%).

По микробиологическим показателям исследовано 21362 пробы. Удельный вес неудовлетворительных проб составил 5,9%, что ниже показателя 2007 г. на 1,4%.

По микробиологическим показателям удельный вес неудовлетворительных проб не превышает 6% (средний показатель по Российской Федерации) (см. таблицу).

При надзоре за предприятиями пищевой промышленности особое внимание уделялось молокоперерабатывающим предприятиям.

Таблица

Удельный вес неудовлетворительных проб (в процентах)

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Продукция молокозаводов, в том числе: 6,39 5,1 4,4 3,8
молоко пастеризованное, сливки 8,76 3,2 3,44 4,0
сметана 6,31 9,6 4,76 2,5
кефир и другие кисломолочные продукты 5,23 4,8 4,39 4,8
молочные продукты, реализуемые в магазинах 11,21 15,3 12,79 6,6


В целом по области удельный вес продукции молокозаводов, не отвечающей по гигиеническим показателям, составил в 2008 г. 3,8% (2007 г. - 4,4%, 2006 г. - 5,1%, 2005 г. - 6%).

Удельный вес неудовлетворительных проб молочной продукции ежегодно снижается и уровень его в 2008 г. был наиболее низким за последние 3 года.

Отмечаются колебания удельного веса неудовлетворительных проб на предприятиях торговли. На данный показатель оказывает влияние характеристика предприятия: отбор проб производился как в торговых центрах и супермаркетах, так и на продовольственных рынках. Но указанный показатель был значительно ниже, чем в предыдущие годы.

Считаем, что положительная динамика стала возможной благодаря осуществлению постоянного контроля за данной категорией продуктов, ликвидации торговли скоропортящимися продуктами в киосках и тонарах.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2006 № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» специалистами Управления были согласованы схемы размещения торговых мест на всех рынках с учетом требований санитарных правил, соблюдения товарного соседства, поточности процессов.

В области разработана программа реконструкции и развития рынков, утвержденная распоряжением Губернатора области № 240 от 10.04.2007 «Об утверждении плана организации рынков на территории Тюменской области». Мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния рынков взяты на контроль Управлением.

На 01.01.2009 на территории области работало 45 рынков. Зарегистрировано 34 универсальных рынка и 11 специализированных, из них: 1 продовольственный, 5 непродовольственных, 2 строительных, 2 авторынка, 1 сельскохозяйственный.

Из 45 рынков - 6 муниципальных, 37 - в частной собственности, 2 - потребительской кооперации. Общее количество торговых мест на рынках области составляет 6217.

По результатам проведенных мероприятий и выявленным нарушениям на рынках в отношении хозяйствующих субъектов возбуждено 297 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 6.3

14.4 ч. 2, 14.8 ч. 1, 14.15 КоАП РФ. Вынесены постановления о взыскании штрафов на сумму 325 300 руб. (2007 г. - 1241, штраф на сумму 1млн. 305 тыс. руб.).

Специалистами Управления сняты с реализации на рынках области 123 партии пищевых продуктов объемом 1652 кг.
За отчетный период на территории Тюменской области было исследовано на наличие генно-модифицированных ингридиентов (далее - ГМИ) 528 проб продуктов (2007 г. - 419 проб). Удельный вес обнаружения ГМИ составил 2% (2007 г. - 5,8%). В 11 пробах обнаружены ГМИ, содержание которых превысило нормативный уровень 0,9%, в т.ч. в продукции 3 местных товаропроизводителей (манты «Люкс» ООО «Империал», г. Тобольск, колбаса вареная «Молочная» ОАО «ПурАгроук», г. Заводоуковск, колбаса вареная «Мясницка» ООО "Мясокомбинат "Ишимский", г. Ишим).
Приложение 4
к постановлению областной Думы
от 12.03.2009 № 1348

Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 592 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей»

(представлена в областную Думу заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С.М. Палевичем 19 февраля 2009 года)

1 Так, за 2008 г. на территорию Тюменской области ввезено 126 068 т кормов растительного и животного происхождения, 11 250 т кормовых добавок, 80 408,5 т мяса и мясопродуктов, 18 177 т рыбы и рыбопродуктов и 137 222 т прочей продукции, а также 19 251 голова животных и птиц, в т.ч. 332 540 голов суточных цыплят. За истекший период специалистами отдела был проконтролирован ввоз на территорию Тюменской области 55 043 т импортного мясо - сырья, предназначенного для промышленной переработки по категории «С». В связи с отсутствием на территории Тюменской области аттестованных складов временного хранения (СВХ), таможенных складов (ТС) прямые поставки импортного мясо - сырья не осуществляются.

В ходе проведения государственного ветеринарного надзора приостановлены реализация и использование 1 094 т мяса и мясопродуктов, 864,5 т рыбы и рыбопродуктов, 1 350 т кормов и кормовых добавок. Основными причинами задержки явились: отсутствие ветеринарных сопроводительных документов при ввозе подконтрольной продукции на территорию Тюменской области; нарушения при оформлении ветеринарных сопроводительных документов как при ввозе, так и при вывозе грузов; нарушения порядка ввоза подконтрольной продукции из стран СНГ (временные ограничения); истекший срок годности; отсутствие маркировки или этикеток на транспортной таре; отсутствие лабораторных исследований.

Не менее важной частью работы Управления является контроль за соблюдением предприятиями, организациями, физическими лицами карантинных требований на территории области. При ввозе на территорию области продукции растительного происхождения специалистами отдела надзора карантина растений досмотрено в 2008 году растительной продукции 327,1 тыс. т; цветочно-декоративной продукции 26 млн. 71 тыс. штук; лесопродукции 915,6 тыс. куб. м. Выявлены карантинные объекты при досмотре продукции в 617 случаях (амброзия полыннолистная, амброзия трехраздельная, белая ржавчина, западный цветочный трипс, 4-пятнистая зерновка). При проведении первичного досмотра на многосторонних автомобильных пунктах пропуска в селе Казанском (на границе Россия - Казахстан) за прошедший год выявлено 156 случаев нарушения ввоза подкарантинной продукции (ввоз незаявленной продукции без фитосанитарного сертификата, ввоз продукции с почвой), в результате чего 10,4 т и 1013 штук подкарантинной продукции запрещено к ввозу. Кроме этого, проведено 22 экспертизы на выявление некачественных и опасных веществ в зерне и продуктах его переработки. В результате экспертиз установлено, что 18,2 т крупы не соответствует требованиям ГОСТа. Некачественная продукция возвращена производителю. Также изъято и уничтожено по причине несоответствия требованиям СанПиН 1 139 кг арахиса и 500 кг шиповника.

2. Важным компонентом работы Управления является информационное сопровождение деятельности через средства массовой информации. Это во многом обусловлено тем, что взаимодействие со СМИ является индикатором информационной открытости любой структуры. Так, общее количество опубликованных материалов в 2008 году о деятельности специалистов в области контроля и надзора за продукцией животного и растительного происхождения, поступающей на потребительский рынок, составило 311, в том числе 21 - на телевидении и радио, 17 - в печатных СМИ, 273 - в сети Интернет.

Приложение 5
к постановлению областной Думы
12.03.2009 № 1348


Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 592 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей»

(представлена в областную Думу начальником Управления по товарному рынку и услугам администрации города Тюмени А.Н. Кановым 19 февраля 2009 года)

Информация о создании условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории города Тюмени подготовлена его администрацией в соответствии с планом работы постоянной комиссии по экономической политике Тюменской городской Думы на 2009 год.

В соответствии с пунктом 3.3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия относится к числу вопросов, находящихся в компетенции городского округа.

В сфере производства сельскохозяйственной продукции, поставляемой в город Тюмень для удовлетворения спроса населения, заняты предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, физические лица сельскохозяйственных районов юга Тюменской области, а также дачные и садоводческие товарищества Тюмени. По предварительным итогам сельскохозяйственной переписи 2006 года, в городе Тюмени площадь земельных участков, занятых садоводческими объединениями, составляет 5823,2 га. Из указанной площади 41% (2398,6 га) используется под постройки, инфраструктуру и имущество общего пользования, 59% (3424,6 га) занято под посевы сельскохозяйственных культур, в том числе 13% (750 га) под многолетние плодовые насаждения и ягодные культуры. Практически половина населения города Тюмени занята садоводством и огородничеством. Продукция, выращенная на садово-огородных участках, удовлетворяет потребность жителей города Тюмени в ягодах на 92%, картофеле - 38%, овощах - 33%, фруктах - 7%. На развитие внешней инфраструктуры садоводческих и огороднических товариществ из бюджета города и области было направлено: 96,9 млн. рублей в 2007 году, за счет чего построено и отремонтировано 20 км дороги, 7,3 км электролиний; в 2008 году - 102,7 млн. рублей на строительство и ремонт дорог.

Бюджетом города Тюмени ежегодно предусматриваются субсидии на организацию перевозки граждан до дачных и огороднических товариществ в летнее время.

Промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья расположены в южных районах Тюменской области и в городе Тюмени. Объем промышленного производства продуктов питания города Тюмени составляет 28% от общего объема производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности юга Тюменской области.

В рамках ведомственной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени индивидуальному предпринимателю Бурдахиной Л.П. предоставлен целевой заем в сумме 5 млн. рублей для приобретения оборудования по переработке мяса.

Основным рынком сбыта производимого сельскохозяйственного сырья, продуктов питания является город Тюмень - розничные торговые предприятия (в том числе фирменные магазины), универсальные и сельскохозяйственные рынки.

В структуре розничного товарооборота свыше 35% приходится на сетевые структуры (внешние и локальные), прогнозируется дальнейшее усиление влияния этого сектора розничной торговли, поэтому вопрос сотрудничества сетевых структур с местными товаропроизводителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции и продуктов питания очень актуален.

В настоящее время товаропроизводители (в первую очередь сельхозпроизводители) сталкиваются с определенными трудностями в продвижении своей продукции до потребителя, связанными с условиями сотрудничества, предлагаемыми ритейлерами:
- необходимость выплаты торговым сетям поощрительных бонусов, которые составляют до 11% (соотношение выплат к объемам поставок) за счет прибыли поставщиков, что снижает рентабельность производства;
- длительные сроки расчета за поставленный товар.

В действиях ритейлеров усматриваются некие элементы диктата, ущемления прав поставщиков, следствием чего является ухудшение финансово-экономического состояния последних со всеми вытекающими последствиями - физический и моральный износ производственных фондов из-за отсуствия средств на их модернизацию, сужение ассортимента выпускаемой продукции и др.

Вопрос государственного регулирования деятельности сетевых структур неоднократно рассматривался федеральными органами власти, но нормативно-правовых актов или иных документов пока не принято.

В первоначальный период освоения ритейлом тюменского рынка, когда большинство местных изготовителей продуктов питания не были готовы к сотрудничеству (отсутствовала система штрих-кодирования, палеттная упаковка, маркетинговые службы имели низкий профессиональный уровень), администрациями города Тюмени и сетевых операторов торговли были достигнуты соглашения об увеличении объемов продаж местных товаров, которыми предусмотрены обязательства о реализации таких товаров в объемах не менее 10% от товарооборота объекта, расположенного на территории города Тюмени.

Показатель результативности - повышение удельного веса продукции местных товаропроизводителей в суммарном объеме товарооборота торговых предприятий (ритейлеров) с 12 до 16%.

В связи с усилением позиций сетевых операторов и их значения в формировании приемлемых цен на социально значимые товары этот вопрос по-прежнему актуален и находится на контроле у Губернатора Тюменской области. На настоящий момент администрация города Тюмени принимает участие в разработке проекта соглашения между ритейлерами и Правительством Тюменской области.

На территории города Тюмени функционируют объекты фирменной торговли товаропроизводителей:
- 94 магазина, из них 9 - аренда муниципальной собственности (9%), 72 - собственность товаропроизводителей, 11 - аренда у других лиц;
- 15 временных объектов фирменной торговли.

Объем реализации продукции собственного производства через фирменную сеть составляет от 3 до 45% (в зависимости от числа торговых объектов и их оборота) от общего объема выпускаемой продукции товаропроизводителей и достигает 40% розничного товарооборота фирменной торговли.

На 14 рынках, расположенных на территории города Тюмени, реализуются продовольственные товары на 1603 торговых местах, из них: для реализации мяса охлажденного - 153 места (9%); овощей, фруктов - 192 места (11,5%); рыбы и рыбопродуктов - 71 место (4,3%).

Местным товаропроизводителям и их дилерам предоставлено 210 торговых мест (13,1% от общего числа).

Постановлением Правительства Тюменской области от 30.06.2007 № 184-п «Об утверждении упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке» утвержден упрощенный порядок предоставления торговых мест. В городе Тюмени разрешение на право организации сельскохозяйственного рынка имеет рынок «Южный» ООО «ОС-7», расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Чаплина, 122. В 2007 и в 2008 годах управляющей компанией рынка было заключено по 18 договоров.

На территории, прилегающей к сельскохозяйственному рынку, отработана схема проведения ярмарок товаропроизводителей и сельхозпроизводителей (в том числе с личных подворий) Тюменской области в выходные дни осеннее-зимнего периода. Торговля на открытой площадке рынка в течение непродолжительного времени в течение непродолжительного времени осуществляется на основании карточки продавца, выдаваемой управляющей компанией рынка. В течение 2007 года было выдано 112 карточек продавца, в 2008 году - 379.

В 2009 году получено разрешение на организацию ярмарки выходного дня рынком «Червишевский».

Нормативно-правовыми актами не установлен норматив обеспеченности рынками в расчете на душу населения. Число сельскохозяйственных и других рынков определяется исходя из анализа фактической ситуации. В настоящий период производственная база имеющихся рынков удовлетворяет существующий спрос и имеет дополнительные резервы. Основными сдерживающими факторами расширения собственной торговли местных сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья на рынках города Тюмени являются высокая ставка арендной платы, сложная схема оформления договора аренды торгового места.


Решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 78 установлены понижающие коэффициенты при исчислении единого налога на вмененный доход рынков в части дохода от аренды торговых мест, предоставляемых жителям города Тюмени из числа льготной категории граждан для реализации излишков продукции, произведенной на приусадебных и дачных участках. По состоянию на 01.01.2009 управляющими компаниями рынков предоставлено 263 торговых места жителям города Тюмени для реализации излишков данной продукции.


Специалистами Управления сняты с реализации на рынках области 123 партии пищевых продуктов объемом 1652 кг.

Организована работа по проведению лабораторных исследований продуктов, реализуемых на рынках. За 2008 г. исследована 301 проба продуктов на микробиологические показатели. Не соответствовало санитарным нормам 69, что составило 22,9% (2007 г. - 16,3%).

По санитарно-химическим показателям исследовано 422 пробы. Удельный вес проб, не соответствующих санитарным требованиям, составил 1,8% (2007 г. - 1,8%).

В 2008 г. увеличено количество исследований овощей и фруктов, выявлены пробы, не соответствующие санитарным требованиям по содержанию нитратов, - 1,9% исследованных проб (2007 г. - 1,4%). Проведены надзорные мероприятия в отношении хозяйств (ООО «Лукойл-Каскара», ИП Бородулин, СПК «Ембаевский»), обеспечивающих комбинаты школьного питания и детские дошкольные учреждения плодоовощной продукцией, исследовано 15 проб овощей. Содержание нитратов, пестицидов, токсичных элементов в исследованных пробах соответствовало гигиеническим требованиям.

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции

Изменение индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции в октябре 2010 года характеризуется следующими данными:

в процентах

  Октябрь 2010г. к.
сентябрю 2010г. декабрю 2009 г. октябрю 2009 г.
Продукция сельского хозяйства 100,5 107,2 106,3
Продукция растениеводства 98,8 104,5 101,0
Зерновые и зернобобовые культуры 101,9 105,9 101,9
Пшеница 102,9 108,9 102,7
Картофель 75,8 69,1 68,3
Овощи 90,9 115,1 111,0
Продукция животноводства 101,3 108,7 109,1
Скот и птица (в живом весе) 101,4 111,9 112,2
Молоко 99,1 113,2 113,3
Яйца 103,3 94,6 95,5
Шерсть (в физическом весе) 116,2 114,0 114,0

В октябре 2010 года из продукции растениеводства повысились цены на пшеницу мягкую 4 класса на 11,5%. Произошло снижение цен на картофель на 24,2%, морковь на 13,3%, капусту на 10,6%, пшеницу мягкую сильную на 7,5%, овес на 0,5%.

Из продукции животноводства повысились цены на шерсть на 16,2%, крупный рогатый скот на 4,1%, птицу живую и яйца куриные на 3,3%, овец и коз живых на 1,3%. Произошло снижение цены на молоко на 1,0%, свиней живых на 0,7%.


Сейчас читают про: