double arrow

Культура Руси Х-ХШ вв

Русская культура шла по пути самобытного развития и уже к Х в. достигла высокого уровня. Русь внесла ценный вклад в ми­ровую культуру, создав сотни лет назад выдающиеся произведе­ния литературы, живописи, зодчества. Ее средневековая культура заслужила высокую оценку современников и потомков

В период становления и укрепления Древнерусского госу­дарства создается героический былинный эпос. Народ воспел борьбу с варягами в конце Х в. Первым эпическим героем стал па­харь-богатырь Микула Селянинович, олицетворявший сам народ, который воспел и подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сель­ских ополчений.

В Х веке на Руси возникает славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Так, договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славян­ском языках. На Русь были перенесены система знаков препина­ния, и умение делать материал для письма из кожи животных, со­ставлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллю­страциями, делать прочные переплеты. Это «книжное искусство» было очень высоким в Х1 в.

О распространении грамотности свидетельствуют записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотность была характерна не только для верхов общества, но и для простых гра­ждан, показателем которой являются берестяные грамоты Х1-ХШ вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде. По своему содержанию - это частные письма, завещания, счета, торговые за­писки учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое.

Древнерусские люди любили читать, переписывать книги, глубоко понимали их значение, отмечая, что «книги суть реки, на-пояющие вселенную которой осуществил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Это произведение дает представ­ление об истории Руси, ее языке, происхождении письменности, религии, воззрении на мир наших предков, географических знани­ях, искусстве, международных связях и др. «Повесть временных лет» отразила высокое мудростью». Для сближения с византий­ской культурой в Киеве и других городах началась работа по пере­воду и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литера­турой на старославянском, греческом, еврейском, латинском язы­ках.

В начале ХI в., возможно и раньше (в конце Х в.), в столи­це и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу ХI - началу ХП вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названи­ем «Повесть временных лет», литературную обработку историче­ское самосознание ее составителя.

Среди русской литературы ХП в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме. Это произведение посвящено поражению русских войск от страшных степных врагов Руси половцев и зовет русских князей к объедине­нию и защите ее границ. «Слово» является показателем высоты культуры человеческой личности в Древней Руси.

Другое выдающееся произведение древнерусской литера­туры представлено «Молением» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Автор ставит цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обще­стве и выражает надежду на то, что все можно исправить волею князя, если он будет слушать умных советников.

В русской литературе отсутствует проповедь агрессивных действий. Так, борьба с половцами рассматривается как защита русских от грабительского натиска. Характерным является отсут­ствие шовинизма и гуманное отношение к другим этносам. Под­тверждением сказанного может служить отрывок из послания Фе­дора Печерского князю Изяславу в.): «Милуй не токмо своея веры, но и чужаяаще то буде жидовин, или сарацин, или болга­рин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави». Талантливым и мудрым писателем был сам князь Владимир Мономах, которому принадлежит «По­учение», краткая автобиография, письмо к князю Олегу Святосла­вичу и сочиненная им молитва. Написанные им произведения про­никнуты стремлением упорядочить государственную жизнь Руси, в которой уже проявлялись признаки распада единства. Мономах призывает князей довольствоваться своим уделом, даже если он мал, учит князей уважать старших и покровительствовать млад­шим. Страстная политическая направленность сочинений Моно­маха, их художественные достоинства, огромная эрудиция делают его произведения одними из самых значительных произведений древнерусской литературы.

В Х11 в. литература все шире развивается, становится все более разнообразной по жанрам, авторами становятся не только киевляне и новгородцы, но и владимирцы, суздальцы, смоляне, галичане, черниговцы и др.

В Х1 в. высокого искусства достигла церковная пропо­ведь. Широкой известностью пользуется «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем Ру­си, прославляет русских, их крестителя князя Владимира IСвято­славовича.

Выдающимися показателями древнерусской культуры яв­ляются памятники архитектуры Х1-ХШ вв., которые сохрани­лись в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Рус­ские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих деревянных храмов и быстро осваивали византийскую технику кирпичного строительства. В крупных городах страны они построили великолепные монументальные сооружения, во­шедшие в сокровищницу мирового зодчества. Русские соборы представляют собой образцы умелого использования всех видов строительного искусства. Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями, среди которых сле­дует назвать Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), цер­ковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194 г.).

Живопись на Руси существовала издавна. Под византий­ским влиянием. После принятия христианства стали развиваться такие ее формы, как мозаика, фрески, иконопись, книжная миниа­тюра.

Прикладное искусство Древней Руси достигло высочай­шего уровня. Были велики достижения древнерусских ювелиров. Следует выделить перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Осо­бенно искусна была филигрань (по русски «скань», представляю­щая собой изделия из тончайших скрученных, «сканных» прово­лок. Высоким искусством отличались стеклянные цветные брасле­ты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Ев­ропе как «резьба тавров» или «резьба русов».

Богатая русская культура достигла наивысшего расцвета накануне татаро-монгольского нашествия. В период политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и с осознанием единства русских людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: