Организационно-административные методы управления

Особое место в системе методов управления занимают органи­зационно-административные методы управления. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти. Основа организационно-административных методов управления - организаци­онные отношения, существующие в любом обществе, любой со­циально-экономической системе, на основе которых формируются многообразные отношения управления. По существу любые орга­низационные отношения - это, прежде всего, субъект-объектные отношения, включающие в себя отношения прав и ответственно­сти, властности, компетентности. Организационные отношения служат основой для построения иерархии властности, т.е. соотно­шения прав и ответственности вдоль всей иерархической систе­мы организационных отношений.

Организационно-административные методы управления выра­жают в основном прямое директивное воздействие органов влас­ти на управляемые системы, невыполнение которого рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные санкции.

Организационно-административные методы управления бази­руются на системе:

· Законодательных актов государства;

· Нормативных документов вышестоящих структур управле­ния;

· Разрабатываемых в организации, фирме и т.п. Планов, про­грамм, заданий;

· Оперативного управления.

В систему законодательных актов государства входят законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандар­ты, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламен­том, правительством) для обязательного применения на террито­рии всей страны.

Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, ме­тодики, постановления коллегий министерств и ведомств, а так­же приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих го­сударственных органов, и действующие во всех организациях, уч­реждениях и т.п., объединяемых данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых в данной организации планов, про­грамм, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламен­тирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффектив­ности ее функционирования.

Система оперативного регулирования включает в себя распо­ряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и пере­дачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице.

Организационно-административное управление осуществляется в следующих основных видах:

· Прямое административное указание, которое имеет обяза­тельный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретную ситуацию;

· Установление правил, регулирующих деятельность подчи­ненных (нормативное регулирование), выработка стандар­тных процедур административного воздействия;

· Разработка и внедрение рекомендаций по организации и со­вершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;

· Контроль и надзор за деятельностью организаций и отдель­ных работников.

Организационно-административные методы в основном опи­раются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); договорные методы (консультация, разрешение компромисса); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложе­ние).

Ю. В. Булыгин и В. И. Вилковский предложили иной подход к классификации методов организационно-административного уп­равления, выделив методы организационно-стабилизирующего и организационно-распорядительного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия используются для четкого определения и закрепления функциональных обязанностей сотруд­ников, установления допустимых границ поведения и действий, разъяснения целей и задач производственной или служебной дея­тельности, ознакомления с порядком и условиями выполнения возложенных на сотрудников функций или отдельных поручений и т.д. Соответственно они включают методы организационного регламентирования, нормирования и инструктирования.

Что касается методов организационно-распорядительного воздей­ствия, то они осуществляются через общие и единичные органи­зационно-административные акты управления (распоряжения) соответствующих субъектов. Они призваны развить и конкрети­зировать, облечь в определенную форму организационное регла­ментирование. Среди данных методов - приказ, указание, установка, предписание, решение.

Кроме того, в состав организационно-распорядительных мето­дов входят дисциплинирующие методы. Метод дисциплинарного воздействия предполагает в случае неисполнения указанных выше организационно-административных актов управления, нарушения установленных правил и норм поведения наложение субъектом управления на исполнителей взысканий в пределах предоставленных полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: