Особое место в системе методов управления занимают организационно-административные методы управления. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти. Основа организационно-административных методов управления - организационные отношения, существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе, на основе которых формируются многообразные отношения управления. По существу любые организационные отношения - это, прежде всего, субъект-объектные отношения, включающие в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности. Организационные отношения служат основой для построения иерархии властности, т.е. соотношения прав и ответственности вдоль всей иерархической системы организационных отношений.
Организационно-административные методы управления выражают в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, невыполнение которого рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные санкции.
Организационно-административные методы управления базируются на системе:
· Законодательных актов государства;
· Нормативных документов вышестоящих структур управления;
· Разрабатываемых в организации, фирме и т.п. Планов, программ, заданий;
· Оперативного управления.
В систему законодательных актов государства входят законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.
Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединяемых данным министерством или ведомством.
Система разрабатываемых в данной организации планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.
Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице.
Организационно-административное управление осуществляется в следующих основных видах:
· Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретную ситуацию;
· Установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
· Разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
· Контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); договорные методы (консультация, разрешение компромисса); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).
Ю. В. Булыгин и В. И. Вилковский предложили иной подход к классификации методов организационно-административного управления, выделив методы организационно-стабилизирующего и организационно-распорядительного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия используются для четкого определения и закрепления функциональных обязанностей сотрудников, установления допустимых границ поведения и действий, разъяснения целей и задач производственной или служебной деятельности, ознакомления с порядком и условиями выполнения возложенных на сотрудников функций или отдельных поручений и т.д. Соответственно они включают методы организационного регламентирования, нормирования и инструктирования.
Что касается методов организационно-распорядительного воздействия, то они осуществляются через общие и единичные организационно-административные акты управления (распоряжения) соответствующих субъектов. Они призваны развить и конкретизировать, облечь в определенную форму организационное регламентирование. Среди данных методов - приказ, указание, установка, предписание, решение.
Кроме того, в состав организационно-распорядительных методов входят дисциплинирующие методы. Метод дисциплинарного воздействия предполагает в случае неисполнения указанных выше организационно-административных актов управления, нарушения установленных правил и норм поведения наложение субъектом управления на исполнителей взысканий в пределах предоставленных полномочий.