Напряжения в сечениях бруса малой кривизны
Некоторое влияние на распределение напряжений в сечении бруса и его деформации при изгибе оказывает кривизна оси бруса. Однако, как показали исследования, это влияние становится значительным только при отношении радиуса кривизны оси ρ к высоте h соответствующего поперечного сечения бруса меньше 5. Такой брус называют брусом большой кривизны, или просто кривым брусом. В стержневых системах элементы типа бруса большой кривизны встречаются крайне редко.
В брусе малой кривизны (ρ / h < 5) влияние кривизны оси на напряжения и деформации незначительно, и поэтому расчет таких брусьев на изгиб с достаточной точностью можно производить по формулам для прямого бруса.
Рисунок 7.23
Если при определении внутренних силовых факторов в качестве осей y и z выбрать главные центральные оси инерции сечения (рис. 7.23), то напряжения в сечении бруса малой кривизны можно вычислить по следующим формулам.
Нормальные напряжения σ:
, где
N – нормальная сила;
My, Mz – изгибающие моменты;
Iz, Iy – главные центральные моменты инерции сечения.
Касательные напряжения для сплошного сечения τxy, τxz:
,,, где
Qy, Qz – перерезывающие силы;
Szотс, Syотс – статические моменты отсеченных частей сечения;
b(y), b(z) – ширина сечения;
Wкр – момент сопротивления кручению;
Mx – крутящий момент.
Касательные напряжения для тонкостенного сечения τ:
, где
δ – толщина сечения.
Определение перемещений конструкции важно по двум причинам:
- знание характеристик деформирования при нагружении самолета имеет первостепенное значение при изучении влияния упругости конструкции на характеристики самолета;
- вычисление перемещений необходимо при определении внутренних силовых факторов в составных конструкциях с избыточными элементами.
При определении перемещений сечений пространственного бруса необходимо рассматривать общий случай нагружения, когда в поперечных сечениях одновременно возникают нормальные и перерезывающие силы, а также крутящие и изгибающие моменты. В этом случае направление полного перемещения рассматриваемого сечения заранее неизвестно, поэтому вначале определяют проекцию этого перемещения на некоторое выбранное направление, и обозначается δik. Индекс i показывает, перемещение какого сечения и в каком направлении определяется, а индекс k обозначает причину, вызвавшую это перемещение. Если требуется определить полное перемещение δ, то вначале вычисляют проекции перемещения на три взаимно перпендикулярных направления (направления главных центральных осей y и z сечения и касательной к оси x бруса), а затем определяют искомое перемещение:
.
Наиболее просто перемещения находятся при помощи энергетических соотношений на основе общего выражения потенциальной энергии нагруженного бруса.