Теоретическая часть

После завершения самодиагностики необходимо обсудить следующие вопросы:

Ø Применение процессного подхода в компании ОАО «РЖД»

Ø Сущность производственного бизнес-процесса.

Ø Описание и идентификация процессов.

1. Применение процессного подхода в Компании ОАО «РЖД»

Линейная функционально-иерархичная структура управления, унаследованная от прошлого, сегодня резко снижает эффективность ее функционирования. В условиях обостряющейся конкуренции на рынке услуг по перевозке требуется более согласованная работа хозяйств, ускорение реагирования и адекватная реакция компании на вызовы рынка.

В компании должна быть выстроена такая система производственных взаимоотношений, в которой четко прослеживается пооперационное разделение функций потребителей и производителей внутренних услуг.

Реализацию подобной системы поддерживает процессный подход. В рамках этого подхода необходимо обеспечить:

- оптимизацию организационной структуры и регламентов деятельности компании на основе процессного подхода;

- процессное нормирование, планирование и учет деятельности ОАО «РЖД», филиалов, структурных подразделений;

- укрупнение процессов и операций до четко формализуемых процессов и операций в системе управленческого учета и отчетности;

- адресную ответственность и мотивацию руководителей и исполнителей процессов;

- обеспечение жесткого выполнения временных регламентов;

- четкую регламентации процессов на стыках «процесс поставщик» − «процесс потребитель»;

- процессы взаимодействие с внешним бизнесом-окружением (поставщик - потребитель).

Внедрение процессного подхода в управлении деятельностью и соответствующими ресурсами в ОАО «РЖД» требует решения задач: формирование сети процессов компании, выделение индикаторов результативности и эффективности процессов, определение взаимодействия и ответственности, полномочий и ресурсов, управляющих процедур в процессах.

Методология выстраивания сети процессов ОАО «РЖД» неразрывно связана с развертыванием цепочки «миссия – стратегические цели – процессы, связанные с потребителем – процессы жизненного цикла».

В соответствии с этапами работы должны сформироваться команды, назначены руководители (хозяева) процессов. На первом этапе необходимо разработать типологию и методики описания процессов, дальнейшая работа была направлена на обеспечение взаимодействия и ответственности в рамках выделенных процессов.

Важной стороной является зона действия процесса в иерархии и территориальном представлении холдинга. В случае, если процесс может быть локализован в рамках филиала или структурного подразделения, процесс считается декомпозированным с верхнего уровня на нижний[1].

На рис. 1.12 представлены основные группы процессов компании.

Рис. 1.12. Основные группы процессов ОАО «РЖД»

Ниже приводится краткое описание групп процессов.

ПРОЦЕССЫ: Работа с потребителями – маркетинг и продажи

Работа с потребителями должна быть специализирована по группам потребителей, определяемых по ряду классификационных признаков: типы контрактных отношений, режимы технологической и экологической безопасности, по отношениям с государством (выделять дотируемые перевозки, государственные перевозки и т.д.). Надо обеспечить раздельную прослеживаемость услуг по каждой группе потребителей по всему циклу реализации услуги для раздельного учета затрат / доходов.

Процессы этой группы приводят в действие всю оперативную работу. На выходе этой группы процессов – портфель заказов в клиентской форме (проданные билеты, заявки / контракты на перевозку грузов и прочее), другими словами – совокупность контрактов (в обобщенном смысле) между клиентами и дорогой.

ПРОЦЕССЫ: Планирование вагонопотоков – производственная логистика

В этой группе процессов значимой для анализа «физической» работы нет вообще. Чистая логистика. Функция этой группы процессов состоит в том, чтобы преобразовать клиентский портфель заказов в производственную форму: планы формирования поездов, графики движения – документы, которые доводят заявки клиентов до сортировочных станций, локомотивных депо, локомотивных бригад в понятной для них форме. Как всякая корпоративная диспетчерская служба, эта группа процессов территориальной декомпозиции не подлежит.

ПРОЦЕССЫ: Реализация перевозок

В отличие от предыдущей, основное содержание данной группы процессов составляет физическая работа, за исключением локальной (местной) логистики и центрального диспетчерского управления.

Физическая составляющая естественно декомпозируется по элементам: сортировочные станции, плечи обслуживания локомотивов и локомотивных бригад и т.п. Данные элементы организационно кластеризуются по признаку принадлежности филиалам.

ПРОЦЕССЫ: Обслуживание реализации перевозок

В этой группе процессов также имеется большая физическая составляющая, которая формально поддается территориальной декомпозиции. Однако, с точки зрения конкурентоспособности компании, технологическое и управленческое единство инфраструктуры имеет нарастающее значение (эффект масштаба). Поэтому декомпозиции нужно столько, сколько нужно – не больше.

Переход от функциональной к процессной схеме управления требует изменения образа мышления и представления о виде деятельности.

Это этап разрушения сложившихся стереотипов. Надо быть готовыми к ситуациям, когда распределение ответственности за межфункциональный процесс может вызвать резкое отторжение в некоторых из структурных подразделений ОАО «РЖД».

Переход от функциональной структуры организации к процессному управлению требует четкого распределения ответственности, взаимодействия, ресурсов, информации для принятия управленческих решений и отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: