Сущность производственного бизнес-процесса

Так как любой процесс, осуществляемый людьми, − это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют вход в соответствующий выход процесса, то общую модель процесса (например, производства) можно представить в виде схемы (рис 1.13).


Рис. 1.13. Общая модель производственного процесса

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 при управлении качеством предусматривает следующие подпроцессы в производственном бизнес-процессе (в скобках указан номер пункта в соответствии с данным ГОСТом).

Процессы функционирования системы менеджмента качества (СМК) (пп. 4-5.):

1. Управление документацией СМК (4.2.3).

2. Управление запасами (4.2.4).

3. Определение требований потребителей (5.2).

4. Разработка и корректировка политики в области качества (5.3).

5. определение и уточнение целей в области качества (5.3).

6. Планирование создания и развития СМК (5.4.2).

7. Управление обменом информацией (5.5.3).

8. Анализ результативности СМК со стороны руководства предприятия (5.6).

Процессы обеспечения ресурсами (п. 6):

1. Управление человеческими ресурсами (управление персоналом) (6.2).

2. Управление инфраструктурой (6.3).

3. Создание и поддержание производственной среды, необходимой для достижения соответствия требованиям к продукции и управлению ею (6.4).

Процессы жизненного цикла продукции (п. 7):

1. Планирование процессов жизненного цикла продукции (7.1).

2. Процессы, связанные с потребителями (7.2).

3. Проектирование и разработка (7.3).

4. Процессы закупок (7.4).

5. Производство и обслуживание (7.5).

6. Управление производством и обслуживанием (7.5.1).

7. Валидация процессов производства и обслуживания (7.5.2).

8. Идентификация и прослеживаемость (7.5.3).

9. Сохранение соответствия продукции (7.5.5).

10. Управление устройствами для мониторинга и измерений (7.6).

Процессы измерения, анализа и улучшения (п.8):

1. Мониторинг и измерение (8.2).

2. Определение удовлетворенности потребителей (8.2.1).

3. Внутренние службы (проверки) (8.2.2).

4. Мониторинг и измерение процессов (СМК) (8.2.3).

5. Мониторинг и измерение качества продукции (8.2.4).

6. Управление несоответствующей продукцией (8.3).

7. Анализ данных для последующего повышения результативности СМК (8.4).

8. Постоянное улучшение (8.5.1).

9. Корректирующие действия (8.5.2).

10. Предупреждающие действия (8.5.3).

Результатом обобщения классификации процессов, представленной ГОСТ Р ИСО 9001-2001, может стать схема продуктивного процесса (рис. 1.14).

Рис. 1.14. Общая схема процесса, соответствующая ГОСТ Р ИСО 9001-2001

В процессе изготовления продукта возрастают затраты на его изготовление и соответственно растет добавленная ценность продукта. Основная цель технологического производства состоит в добавлении ценности продукта труда при наименьших затратах на каждой операции.

Качество продукции (результата) адекватно качеству всего процесса производства, поэтому затраты на процесс должны быть меньше или равны добавленной ценности продукта для потребителя.

Качество процесса характеризуется его результативностью, эффективностью и адаптивностью (рис. 1.15).

Рис. 1.15. Основные характеристики качества процесса производства

Результативность процесса отражает степень соответствия произведенной продукции проекту. Если вся производимая продукция без дефектов и ее ценность соответствует требованиям потребителя, то это означает, что результативность процесса производства высокая. Результативность процесса оценивается качеством продукта, пунктуальностью и временем исполнения заказа.

Эффективность процесса − характеристика степени использования выделенных ресурсов. Обычно эффективность производства оценивается через затраты времени ресурсов, т.е. через производительность и себестоимость производства продукции.

Повышение эффективности процесса достигается минимизацией затрат и повышением скорости процесса.

Адаптивность процесса (гибкость, эластичность, способность к адаптации) − это приспосабливаемость к изменениям условий производства, зависящих от внешних и внутрифирменных причин. Гибкость, адаптивность процесса характеризуется скоростью отклика процесса на изменение требований рынка или условий поставки материалов и т.д.

Характеристики качества процесса показаны на рис. 1.16.

Рис. 1.16. Основные характеристики качества процесса

Появление несоответствий в реальном процессе производства по отношению к проекту практически неизбежны. Следовательно, неизбежны затраты на их устранение. Количество отклонений процесса и дефектов продукции, а также объем издержек производителя могут быть минимизированы, если осуществляется поэтапный контроль процесса на его соответствие проектно-технологической документации.

Контроль качества процесса или продукции сам по себе не добавляет ценности продукта для потребителя, но он уменьшает издержки производителя на исправление дефектов в готовой продукции и брак.

Качество технологического процесса производства определяется качеством каждого этапа его разработки.

В действующем процессе производства основное внимание должно акцентироваться на улучшении качества и эффективности производ­ства. На этом этапе жизненного цикла продукции (ЖЦП) статисти­ческий контроль производства является важнейшим инструментом выявления источников отклонений процесса, которые необходимо отслеживать и устранять, чтобы не допустить возникновения новых источников нестабильности процесса.

Время от поступления запроса (заказа) потребителя до получения реального продукта потребителем является важнейшим элементом в современной конкурентной борьбе производителей. Тот, у кого пери­од изготовления продукта минимален, а продукция имеет наибольшую ценность для потребителя, побеждает на рынке продаж.

Качество продукта, предопределяющее его ценность для потреби­теля, является результатом не только производственного процесса, но и всех прочих процессов (маркетинг, работа с поставщиками и заказ­чиками, планирование и проектирование процессов, организация про­изводства, поставки готовой продукции потребителю, возможно мон­таж и послепродажное обслуживание − сервис и т. д.).

Максимизация ценности продукта посредством управления каче­ством всех процессов, связанных с его производством и потреблени­ем, осуществляется на всех стадиях и этапах жизненного цикла про­дукции. Жизненный цикл продукции в виде так называемой «петли качества» показан на рис. 1.17.

Рис. 1.17. Петля с этапами жизненного цикла продукции

Процессы могут быть трех видов:

• индивидуальный процесс, выполняемый отдельным человеком;

• функциональный, или вертикальный, процесс, отражающий дея­тельность компании по вертикали взаимодействия руководите­лей, отделов, подразделений и служащих фирмы;

• деловой, или горизонтальный, процесс, отражающий горизонталь­ные связи и взаимодействия структурных подразделений фирмы. Этот процесс представляет собой совокупность многих взаимосвя­занных (интегрированных) процессов, составляющих производ­ственный процесс.

Цепочка интегрированных процессов фактически представляет собой последовательный ряд поставщиков и потребителей. При этом требования к каждому последующему процессу или операции обус­ловливают требования к предыдущему процессу или операции. Резуль­таты делового процесса, являющегося по сути межфункциональным, зависят от выполнения требований к составляющим его взаимообусловленным процессам.

Таким образом, требования к каждому единичному интегрированному процессу, входящему в общий интегральный (деловой, горизонтальный) процесс, должны определяться требованиями к финальному результату, а также требованиями последующего функционального процесса в цепи.

Производственные процессы (как организационная деятельность людей) подразделяются на: функциональный (вертикальный) и деловой (горизонтальный).

Все процессы, участвующие в создании объекта определенной ценно­сти, в зависимости от их вклада в качество производимого подразделяют на следующие виды:

• основные (базовые) процессы − направлены на предмет труда «осуществляют производство продукции или оказание услуги;

• вспомогательные (обеспечивающие) процессы − создают необходимые условия для осуществления основных процессов;

• процессы управления – выполняют организационные функции направлены на повышение эффективности основных и вспомогательных процессов.

Практически все процессы, будь то производственные или социаль­ные, состоят из некоторого множества подпроцессов, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные процессы.

Очевидно, что основные процессы непосредственно создают выходные' результаты с их ценностью и потребительной стоимостью. Отме­тим сразу же, что понятие ценности не тождественно понятию потре­бительной стоимости. Например, ценность произведений искусства периода XVI-XVII вв. значительно превосходит их потребительную стоимость (для краткости − стоимость). Цена в таком случае тоже не соответствует потребительной стоимости, она отражает в основном историческую ценность. Однако в абсолютном большинстве случаев ценность произведенного продукта или выполненной услуги опреде­ляется их потребительной стоимостью, которая является базой, объективным основанием для формирования рыночной цены.

На протяжении основных процессов и производства чего-либо осуществляется поэтапное увеличение ценности объекта, его потребительной стоимости, т. е. качества. Ценность и потребительная стоимость определяются качеством объекта потребления. Некачественный (бракованный) продукт не имеет ни ценности, ни потребительной стоимости, ни цены. Однако у некачественного (по существу, бракованного) продукта есть себестоимость его производства.

Так как и ценность, и потребительная стоимость характеризуют качество объекта потребления, то, следовательно, в течение основных процессов производства этого объекта осуществляется поэтапное увеличение его ценности и потребительной стоимости, характеризующих его качество. Поэтому часто понятия «ценность», «потребительная стоимость» и «качество» или «добавленная ценность», «добавленная потребительная стоимость» и «добавленное (улучшенное) качество» употребляются как тождественные, одинаковые, равнозначные, т.е. по сути обозначающие одно и то же.

Основные процессы имеют в бизнес-процессе наибольшую значи­мость, поскольку они предопределяют удовлетворение потребителя, следовательно, доход и прибыль производителя. От основных про­цессов зависит набор вспомогательных процессов, организация пред­приятия, а также все процессы управления бизнес-процессами, вклю­чая управление качеством того, что производится. Вспомогательные и управленческие процессы задаются основными процессами. Однако все процессы единого бизнес-процесса взаимосвязаны.

Обычно основные процессы являются наиболее емкими (трудо-,
науко-, энерго-, информационно-, материалоемкими и т. д.) и поэтому они инерционнее и консервативнее других сопряженных процессов. Основные процессы, будучи последовательно взаимосвязанными, являются по своему характеру горизонтальными, тогда как различные вспомогательные и управленческие процессы могут быть не взаимо­связаны между собой, а иметь функциональное назначение, т. е. взаи­модействовать с основными процессами по схеме вертикальных, иерар­хических связей. Так как единый основной процесс, состоящий из нескольких ведущих подпроцессов, является доминирующим и гори­зонтальным в бизнес-процессе, то и организация управления основными процессами должна быть преимущественно горизонтальной, т. е. соответствовать взаимодействиям главных подпроцессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: