Функции и процессы в организации

Основной задачей системы менеджмента качества организации является обеспечение качества управления. Именно такой подход лежит в основе современного менеджмента качества стандартов серии ISO 9000: 2000.

Для того, чтобы обеспечить качество управления, для начала следует разобраться в том, с помощью каких технологий этого можно достичь. Деятельность организации может быть описана двумя способами:

– на основе функционального подхода (основы этого подхода были заложены в начале ХХ в. У.Ф. Тейлором, и именно этот подход применяется в наибольшей мере российскими организациями);

– на основе процессного подхода (подход стал активно применяться с середины ХХ века во многом под влиянием идей Э. Деминга).

Оба подхода описывают одно и то же – деятельность организации, но с помощью двух разных языков.

Смысл перехода к процессному подходу – сокращение численности управленцев и снижение накладных расходов. В таблице 1.5 приведены различия в данных подходах.

Таблица 1.5

Функциональный и процессный подходы

Объект организации Функциональный подход Процессный подход
Оргструктура Иерархическая. Работает в режиме «одна функция – одно подразделение». В режиме «одна функция – несколько подразделений» работает плохо (проблема стыков) Сетевая. Проблема «стыков» отсутствует
Подразделение Функциональная единица, в которой выполняется деятельность Ресурсная единица, сохраняется для удобства планирования и учета ресурсов
Процесс Не применим В нем выполняется деятельность
Результат деятельности В режиме «одна функция – несколько подразделений» – практически не измерим Выход процесса
Должность Определяется набор выполняемых функций Имеет статусное значение, заменяется набором ролей в процессе

Таким образом, при формировании организационных структур управления корпорацией используются функциональный и процессный подходы.

Функциональный (процедурный) подход – подход к управлению, основанный на выявлении, обособлении и централизации управления однородными видами деятельности (функциями), реализуемыми в организации.

Необходимая координация различных видов деятельности в системе управления функционально–ориентированной организации при этом достигается посредством документированных и (или) недокументированных процедур, устанавливающих порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц при решении межфункциональных проблем и правила принятия управленческих решений.

Процессный подход – определение, применение и менеджмент применяемых в организации процессов и их взаимодействий (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Процессный подход

Необходимая координация управления различными процессами, при применении процессного подхода к управлению обеспечивается назначением по всем жизненно важным для организации процессам соответствующих руководителей, наделяемых при этом ресурсами и полномочиями координатора деятельности, в том числе по отношению к должностным лицам и руководителям организации, находящихся с руководителем процесса на одном или даже более высоком иерархическом уровне управления.

Процессно-ориентированное управление управление организацией, основанное на процессном подходе, при котором объектами управления в организации являются процессы и система (сеть) взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов.

Совершенствование организационной структуры управления на основе процессного подхода представлено на рис. 1.10.

Рис.1.10. Различные подходы к формированию организационных структур

Одной из ключевых задач процессно-ориентированного управления является обеспечение постоянных улучшений. Возможны два подхода к этому процессу, представленных на рис. 1.11.

Рисунок 1.11. Два подхода к проведению потенциальных улучшений процесса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: