Основной задачей системы менеджмента качества организации является обеспечение качества управления. Именно такой подход лежит в основе современного менеджмента качества стандартов серии ISO 9000: 2000.
Для того, чтобы обеспечить качество управления, для начала следует разобраться в том, с помощью каких технологий этого можно достичь. Деятельность организации может быть описана двумя способами:
– на основе функционального подхода (основы этого подхода были заложены в начале ХХ в. У.Ф. Тейлором, и именно этот подход применяется в наибольшей мере российскими организациями);
– на основе процессного подхода (подход стал активно применяться с середины ХХ века во многом под влиянием идей Э. Деминга).
Оба подхода описывают одно и то же – деятельность организации, но с помощью двух разных языков.
Смысл перехода к процессному подходу – сокращение численности управленцев и снижение накладных расходов. В таблице 1.5 приведены различия в данных подходах.
Таблица 1.5
Функциональный и процессный подходы
|
|
Объект организации | Функциональный подход | Процессный подход |
Оргструктура | Иерархическая. Работает в режиме «одна функция – одно подразделение». В режиме «одна функция – несколько подразделений» работает плохо (проблема стыков) | Сетевая. Проблема «стыков» отсутствует |
Подразделение | Функциональная единица, в которой выполняется деятельность | Ресурсная единица, сохраняется для удобства планирования и учета ресурсов |
Процесс | Не применим | В нем выполняется деятельность |
Результат деятельности | В режиме «одна функция – несколько подразделений» – практически не измерим | Выход процесса |
Должность | Определяется набор выполняемых функций | Имеет статусное значение, заменяется набором ролей в процессе |
Таким образом, при формировании организационных структур управления корпорацией используются функциональный и процессный подходы.
Функциональный (процедурный) подход – подход к управлению, основанный на выявлении, обособлении и централизации управления однородными видами деятельности (функциями), реализуемыми в организации.
Необходимая координация различных видов деятельности в системе управления функционально–ориентированной организации при этом достигается посредством документированных и (или) недокументированных процедур, устанавливающих порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц при решении межфункциональных проблем и правила принятия управленческих решений.
Процессный подход – определение, применение и менеджмент применяемых в организации процессов и их взаимодействий (рис. 1.9).
|
|
Рис. 1.9. Процессный подход
Необходимая координация управления различными процессами, при применении процессного подхода к управлению обеспечивается назначением по всем жизненно важным для организации процессам соответствующих руководителей, наделяемых при этом ресурсами и полномочиями координатора деятельности, в том числе по отношению к должностным лицам и руководителям организации, находящихся с руководителем процесса на одном или даже более высоком иерархическом уровне управления.
Процессно-ориентированное управление – управление организацией, основанное на процессном подходе, при котором объектами управления в организации являются процессы и система (сеть) взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов.
Совершенствование организационной структуры управления на основе процессного подхода представлено на рис. 1.10.
Рис.1.10. Различные подходы к формированию организационных структур
Одной из ключевых задач процессно-ориентированного управления является обеспечение постоянных улучшений. Возможны два подхода к этому процессу, представленных на рис. 1.11.
Рисунок 1.11. Два подхода к проведению потенциальных улучшений процесса