Сущность бюджетных программ

Контроль использования средств государственного бюджета

Направления деятельности бюджетной программы

Сущность бюджетных программ

Тема 2 Основные принципы формирования бюджетных программ

Согласно международной методологии и практике зарубежных стран система планирования бюджета на основе программ - это система принятия решений относительно разработки, анализа, внедрения программ и распределения ресурсов, которая включает формирование программ и составление бюджета.

Бюджетная программа - это систематизированный перечень мероприятий, направленных на достижения единой цели и задачи, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функциями.

Применение программно целевого метода предусматривает разработку целей и заданий бюджетной программы, направлений ее деятельности и показателей результативности ее выполнения в соответствии с миссией главного распорядителя бюджетных средств.

Главная цель деятельности главного распорядителя бюджетных средств определяется как цель его существования, ради которой он осуществляет свою деятельность, а также и пользу или блага, которые получает от этой деятельности общество.

В соответствии с главной целью деятельности и учитывая стратегические приоритеты, определенные правительством, главные распорядители бюджетных средств планируют бюджетные программы, расходы которые могут быть предусмотрены в проекте государственного бюджета на следующий год.

Следует подчеркнуть, что название бюджетной программы должно отображать ее основную суть.

Также следует заметить, что название программы должно быть:

• конкретной и четкой;

• понятной не только для людей, которые ознакомлены с данной темой, но и для широкой общественности;

• лаконичной, потому что в другом случае она уже будет отображать скорее или направления деятельности, или цель программы.

Важнейшим при формировании бюджетных программ является определение основной цели выполнения бюджетной программы и главных задач на текущий и следующие бюджетные годы.

Цель бюджетной программы отображает законодательно определенные основные цели, которых необходимо достичь в результате выполнения конкретной бюджетной программы. Цель бюджетной программы обязательно должна согласовываться с миссией главного распорядителя. Она остается одинаковой годами и, как правило, программа имеет лишь одну цель (хотя бывают исключения).

Задачи программы - это задачи бюджетной программы - конкретные цели, которых необходимо достичь в результате выполнения бюджетной программы в течение соответствующего бюджетного периода и оценить которые можно с помощью результативных показателей.

Задачи должны иметь следующие характеристики:

1. Ориентированность на результат. Хорошо сформулированные задачи четко указывают на то, что необходимо сделать. Они не связаны с тем, какие ресурсы можно задействовать, собирается ли организация, которая отвечает за выполнение программы, провести реорганизацию или улучшить свое материальное состояние - это все производные проблемы.

2. Выражение результатов в количественных измерениях. Для того, чтобы иметь возможность определить, выполнено ли задание, или нет, необходимо иметь способ измерения результатов. Показатели результативности являются средствами измерения результата.

3. Определенность сроков выполнения задания. Задачи, связанные с годовым текущим бюджетом, как правило, формулируют на один год. Однако, каким бы не был конечный срок выполнения, должна существовать конкретная дата для осуществления оценки результатов именно на этот момент.

4. Конкретность. Хорошо сформулированные задания точно указывают на то, что будет сделано. Они не содержат общих и декларативных утверждений вроде цели программы или миссии (главной цели деятельности) ведомства.

Этапы формирования бюджетных программ

1. Формирование программ - это разработка, анализ и отбор программ, которые необходимо реализовать главным распорядителям бюджетных средств для достижения целей, определенных на этапе стратегического планирования в программных и прогнозных документах. На этом этапе главные распорядители бюджетных средств вместе с отраслевыми управлениями Министерства финансов разрабатывают программы, какие они должны реализовывать в соответствии с программными и прогнозными документами правительства, определяют четкие цели, конкретные задачи и сроки относительно их реализации (однолетние или многолетние программы). То есть каждое министерство, другой центральный орган исполнительной власти должны иметь проект четкого плана своей деятельности на краткосрочный (1 год) и среднесрочный (от 3 до 5 лет) периоды, который состоит из отдельных программ.

2. Составление бюджета - это определение и анализ ресурсов, необходимых для реализации программы и соответственно достижения поставленных целей, и оценка ожидаемых результатов. На этом этапе главный распорядитель на основании плана своей деятельности на коротко- и среднесрочный периоды более четко распределяет трудовые, материальные и другие ресурсы, необходимые для выполнения определенной бюджетной программы, обсчитывает их стоимостную оценку, и приводит в соответствие с ресурсами бюджета. В итоге подается бюджетный запрос Министерству финансов для включения соответствующей программы в бюджет. При этом объем расходов на соответствующую бюджетную программу определяется, исходя из результатов работы главного распорядителя в прошлых и текущему годах, оценки плана его деятельности на коротко- и среднесрочный периоды относительно соответствия программным и прогнозным документам правительства, ожидаемых результатов реализации программы на плановый и следующие годы, и предельного объема расходов главного распорядителя, доказанного Минфином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: