1. Понятие и значение бюджета.
Бюджет рассматривается в трех значениях: как экономическая категория, как правовая категория, в материальном смысле.
Как экономическая категория бюджет – это система экономических отношения, возникающих по поводу перераспределения национального дохода в целях образования и использования централизованного денежного фонда предназначенного для финансирования общегосударственных мероприятий.
Как правовая категория – ст. 2 БК РБ от 16 июля 2008 г. – это план формирования и использования денежных средств для реализации задач и функций государства.
В материальном аспекте – это денежный фонд, централизованный в масштабах всего государства или отдельных АТЕ.
Функции бюджета.
Бюджет выполняет распределительную функцию по средствам которой финансовые ресурсы перераспределяются в масштабах всего государства; контрольную функцию, которая состоит в осуществлении текущего контроля за выполнением бюджета; фискальную функцию, которая проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами и информационную функцию.
Структура бюджета позволяет судить о приоритетах государственной финансовой политики. Действующей программой социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, которая утв. Указом Президента от 11 апреля 2011 г. № 136 обозначена основная цель бюджетно-финансовой и налоговой политики – это повышение конкурентоспособности экономики при выполнении расходных обязательств бюджета и поддержания его дефицита на экономически-безопасном уровне.
2. Бюджетная система РБ. Структура и принципы.
В соответствии со ст. 6 БК РБ от 16 июля 2008 г. в бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.
Местные бюджеты в свою очередь делятся на:
1. бюджеты первичного уровня (в них включены сельские, поселковые и городские – городов районного подчинения – бюджеты),
2. бюджеты базового уровня (городские – городов областного подчинения),
3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Нет бюджетов районов городов.
Принципы бюджетной системы.
БК ст. 8 закреплены принципы бюджетной системы. Всего 10 принципов:
· принцип единства – обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией РБ;
· принцип полноты – все доходы и расходы бюджетов должны быть отражены в них в полном объеме;
· принцип сбалансированности – объем расходов должен соответствовать сумме доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
· принцип гласности – открытость для общества процедур рассмотрения, принятия бюджета, информации об исполнении бюджета;
· принцип самостоятельности – обеспечивается наличием у бюджетов собственных источников доходов, а так же правом соответствующих органов определять направления расходования бюджетных средств;
· принцип эффективности – состоит в достижении заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств;
· принцип общего (совокупного) покрытия расходов – расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой всех доходов в нем не могут быть увязаны с определенными источниками доходов;
· принцип достоверности – формирование бюджетов на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей;
· принцип адресности – поступление бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных ассигнований;
· принцип ответственности – каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии этого процесса.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 7 БК РБ). Это фактически сумма бюджетов на определенной территории.
Консолидированный бюджет района состоит из: районного бюджета, бюджетов городов районного подчинения, бюджетов сельских советов и поселков городского типа.
Консолидированный бюджет области включает областной бюджет, бюджеты городов областного подчинения, консолидированные бюджеты районов данной области.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь: республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет города Минска.
Консолидированный бюджет сектора государственного управления: это консолидированный бюджет РБ, бюджеты внебюджетных государственных фондов, внебюджетные средства бюджетных учреждений.
3.Доходы бюджета.
Доходы бюджета – ст. 2 БК РБ – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а так же бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Бюджетные кредиты – на возвратной основе должны быть возвращены. Средства от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд – были учтены в бюджете и потом были выделены. Они возвращаются, но были уже учтены. В прямом смысле не будут являться доходами бюджета.
Группы доходов.
Доходы классифицируются на 4 группы согласно статье 24 БК РБ.
Налоговые доходы включают республиканские и местные налоги, сборы, пошлины, пени за несвоевременную уплату налогов, а так же проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, таможенных платежей или за пользование налоговым кредитом.
Неналоговые доходы включают доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (пр.: аренда госимущества, штрафы) и другие неналоговые доходы (возмещение потерь с/х производства, вызванные изъятием земель).
Безвозмездные поступления включают необязательные текущие и капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, м/н организаций и других бюджетов в форме дотаций и субвенций.
Взносы на государственное социальное страхование – платежи в ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ.
Доходы делятся на собственные и регулирующие.
Собственные согласно ст. 27 БК РБ – это доходы, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе. Пример: в республиканский бюджет на постоянной основе зачисляются акцизы, консульские сборы, таможенные пошлины и таможенные сборы. В бюджеты областей и города Минска на постоянной основе зачисляется подоходный налог с физических лиц.
Регулирующие доходы согласно ст. 28 БК РБ – это доходы ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования, для того чтобы сбалансировать доходы/расходы нижестоящих бюджетов.
Нормативы отчислений в отношении регулирующих доходов республиканского бюджета определяются законом «О республиканском бюджете на очередной финансовый год». В частности, о бюджете на 2012 год и соответственно на 29013 год НДС распределяется 70% в республиканский бюджет и 30 % в бюджеты областей и города Минска. Ст. 4 установлены конкретные размеры отчислений по областям и городу Минска.
4.Целевые фонды в составе доходов бюджета.
Целевой бюджетный фонд – это совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов, за счет определенных доходов и используемая на установленные законодательством цели.
В республиканском бюджете формируется 2 фонда – государственный целевой бюджетный фонд национального развития и инновационный фонд.
Правовую основу для формирования 1 фонда – ст. 2 Закона «О бюджете на 2012 год» и та же статья в бюджете 2013 года; Указ Президента РБ от 28.12.2005 года № 637 «о порядке исчисления в бюджет….», постановление Совмина № 676 2012 года.
Инновационные фонды в соответствии с Законом о республиканском бюджете ст. 9 + Указ Президента от 7.12.2009 № 596 – инновационные фонды формируются республиканскими органами гос. управления и иными гос. организациями, подчиненными Правительству за счет отчислений, находящимися в их подчинении организациями определенной части прибыли. Как правило это 0,25 % от себестоимости продукта, услуг, работ. Средства инновационных фондов расходуются на финансирование программы инновационного развития РБ, финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ в рамках государственных и межгосударственных программ и иные мероприятия.
Государственные внебюджетные фонд.
- это фонд, образуемый вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству.
Распорядителем средств внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы внебюджетного фонда.
В РБ действует 3 внебюджетных фонда:
1. ФСЗН Минтруда и соцзащиты;
2. Гражданской авиации;
3. Департамента исполнения наказаний МВД.
Средства ФСЗН – указ от 16.01.09 № 40.
За счет: обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, ассигнований из республиканского бюджета и др.
Порядок уплаты Закон от 29.12.96 «Об обязательных страховых взносах в ФСЗН».
Законом «об обязательных страховых взносах в ФСЗН» от 29.12.96 г. определены плательщики страховых взносов:
· Работодатели, т.е. ЮЛ и ИП, предоставляющие работу по трудовым и гражданско-правовым договорам;
· Работающие граждане;
· Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (ИП, лица, осуществляющие ремесленную деятельность, творческие работники и другие).
Объектом для начисления страховых взносов для работодателей и работающих граждан являются все виды выплат в денежном или натуральном выражении.
Для ФЛ, самостоятельно уплачивающих взносы, определяемый ими доход, который не может быть меньше минимальной заработной платы.
Размеры взносов для работодателей – 6% на случай временной нетрудоспособности и 28% на случай достижения пенсионного возраста.
Для работников – 1% на случай достижения пенсионного возраста.
Для физических лиц, самостоятельно уплачивающих взносы – 29 % на случай достижения пенсионного возраста и 6 % на случай временной нетрудоспособности.
Гос. Внебюджетный фонд гражданской авиации – указ № 465 от 23.10.2003.
Фонд департамента исполнения наказаний МВД – Указ от 2.06.2006 № 373.
6.Расходы бюджетов.
- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функция государства – ст. 2 БК РБ.
Виды расходов бюджетов
По экономическому содержанию: текущие и капитальные.
Текущие – ст. 39 БК – обеспечивают текущее функционирование бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам, организациям, физическим лицам. Это расходы, которые не увеличивают стоимость основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Пример: расходы на содержание автодорог, на ремонт автодорог.
Капитальные – ст. 40 БК - расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а так же расходы, при осуществлении которых, создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской или коммунальной собственности. Пример: расходы на строительство, реконструкцию, типовое проектирование автодорог.
По форме учета исполнения бюджета: кассовые и фактические.
Кассовые – ст. 101 БК – это суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов. Так и наличными деньгами, а так же суммы по произведенным зачетам без перевода денежных средств через счета в банках.
Фактические - это действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.
Формами расходами бюджетов являются:
1. Расходы на функционирование бюджетных организаций,
2. Субсидии организациям и ФЛ;
3. Бюджетные трансферты населению;
4. Межбюджетные трансферты;
5. Бюджетные ссуды и бюджетные займы;
6. Бюджетные кредиты;
7. Другие формы.
Резервные фонды.
В расходной части бюджетов формируются резервные фонды. В расходной части респ. Бюджета – резервный фонд Президента и Правительства.
В расходной части местных бюджетов – резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов.
Средства резервных фондов расходуются на ликвидацию последствий стихийных бедствий, ЧС и финансирование иных, непредвиденных расходов.
Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не должен превышать 2 % доходов республиканского бюджета, при этом размер резервного фонда Президента, как правило, не может превышать 1% доходов.
Размер резервных фондов местных бюджетов не более 1 % доходной части местных бюджетов.
7.Дефицит бюджета.
- это превышение расходов над его доходами (ст. 2 БК РБ).
Доходы больше расходов – профицит.
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета (ст. 50).
ü Государственные займы;
ü Средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности;
ü Изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
ü Иные источники.
В отношении местного бюджета (ст.51):
ü Бюджетные кредиты;
ü Займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
ü Средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности;
ü Изменения остатков средств на счетах;
ü Иные источники.
8.Межбюджетные отношения.
- это отношения между РОГУ и ОМУиС при осуществлении бюджетного процесса в целях обеспечения их бюджетными ресурсами для осуществления их полномочий.
Принципы межбюджетных отношений:
1. Разграничение и закрепление доходов по уровням бюджетной системы;
2. Распределение расходов по уровням бюджетной системы;
3. Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности в АТЕ;
Межбюджетные трансферты.
- это денежные средства, передаваемые из одного бюджета в другой на безвозвратной и безвозмездной основе.
Формами межбюджетных трансфертов выступают дотации и субвенции.
Смотри листик.
Дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему в случае, если собственных и регулирующих доходов не достаточно для сбалансированности нижестоящих бюджетов. – цели не будут указывать, в этом основанная разница между дотациями и субвенциями.
Субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.
Тема: бюджетный процесс.
1. Понятие бюджетного процесса. Его стадии и участники.
Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов и иных участников по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении – статья 2 БК РБ.
Стадии бюджетного процесса:
Ø Составление проекта бюджета;
Ø Рассмотрение и утверждение бюджета;
Ø Исполнение бюджета;
Ø Составление, рассмотрение, утверждение отчета об исполнении бюджета.
Есть и другие точки зрения. Мнение: 2 стадия необходимо разделить на 2. Другая – не стоит выделять 4 стадию бюджетного процесса. З точка зрения – помимо названных стадий есть стадия контроля за исполнением бюджета.
Участники бюджетного процесса – ст. 78 БК РБ.
§ Президент РБ;
§ Парламент РБ;
§ Правительство;
§ МСД;
§ Местные исполнительные и распорядительные органы;
§ Органы КГК РБ (на стадии отчета, делают заключение о соответствии);
§ Национальный банк РБ;
§ Распорядители и получатели бюджетных средств;
§ Иные гос органы, организации и физические лица.
Принципы бюджетного процесса.
Основывается на принципах бюджетной системы (ст. 8 БК) и на дополнительных принципах:
1. Ежегодность – сроком на 1 год, бюджетный год и календарный год совпадают в РБ;
2. Специализация – бюджетные показатели в отношении бюджетов всех уровней должны соответствовать единой бюджетной классификации РБ;
3. Разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной власти – составление и исполнение бюджета – исполнительная; утверждение – представительной.
2. Составление проекта бюджета.
Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством, а местных – местными исполнительными и распорядительными органами. Однако, непосредственную работу осуществляют Минфин и местные финансовые органы. Исключение: бюджеты первичного уровня.
Прежде чем составить бюджет надо составить 3 важных документа в определенный срок:
До 1 апреля года, предшествующего плановому, Минэкономики представляет в Минфин прогноз основных параметров экономического развития РБ на 3 года.
До 1 апреля Национальный Банк направляет в Минфин прогноз параметров денежно-кредитных показателей РБ на 3 года.
Минфин разрабатывает и направляет в Совмин до 1 мая года, предшествующего плановому, проект основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики, а так же среднесрочную финансовую программу.
Совмин начинает разработку проекта бюджета за 10 месяцев до начала очередного финансового года и не позднее 1 сентября представляет Президенту проект закона о бюджете.
В отношении местных бюджетов происходит следующий процесс: составление проекта производиться местным финансовым органом за исключением бюджетов первичного уровня. Окончательное составление местных бюджетов происходит после утверждения вышестоящими МСД нормативов отчислений от регулирующих доходов.
См. листик.
3. Рассмотрение и утверждение бюджетов.
До 1 ноября года, предшествующего бюджетному году, Президент вносит в Парламент проект Закона «О республиканском бюджете».
Принятие Закона «О республиканском бюджете» происходит до 1 декабря.
До 1 января бюджетного года происходит принятие решений МСД об утверждении местных бюджетов.
В соответствии Со статьей 197 Бюдж Кодекса от 16.08.2008 г. проект закона «о респ бюджете» рассматривается в двух чтениях. Существуют особенности утверждения Закона «О БЮДЖЕТЕ»:
· Согласно ст. 99 БК предложения об уменьшении доходов должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих сокращению;
· Предложения об увеличении расходов должны определять источники их покрытия;
· Принятию проекта закона о бюджете предшествует принятие изменений и дополнений в Налоговый кодекс.
В соответствии с регламентом ПП Национального Собрания от 9.9.2008 г. – статья 197: при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете во 2 чтении изначально ставиться на голосование общая сумма доходов, затем – общая сумма расходов и после этого происходить постатейное голосование. Первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем поправки, предусматривающие их увеличение (чтобы не был превышен предельный размер дефицита).
Закон о бюджете утверждается СР. в соответствии с регламентом СР национального собрания от 19.12.2008 г. проекты законов о республиканском бюджете подлежат первоочередному рассмотрению, при этом до рассмотрения проекты закона о бюджете рассматриваются законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов.
Если до начала бюджетного года закон о бюджете не принят, то осуществляется временное управление бюджетом. В соответствии со статьей 97 БюК допускается ежемесячно расходовать суммы, равные 1/12 объема расходов бюджета предыдущего года. При этом не финансируются расходы, которые не предусмотрены проектом закона о бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов определяются в размере, установленном в предыдущем финансовом году.
При временном управлении бюджетом запрещено:
ü Предоставлять бюджетные ссуды и бюджетные займы;
ü Осуществлять финансирование государственных капитальных вложений;
ü Формировать и расходовать резервные фонды;
ü Осуществлять заимствования.
Вне мероприятия – чтобы не был превышен предельный размер дефицита.
Утверждение местных бюджетов – ст. 100 БюК.
Проекты местных бюджетов представляются для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, они рассматривают проекты и нормативы отчислений и вносят их для утверждения в соответствующие МСД.
4. Исполнение бюджета.
Стадия исполнения бюджета с 1 января по 31 декабря календарного года, т.е. = бюджетному году.
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство РБ, местных – местные исполнительные и распорядительные органы. Важная роль в исполнении бюджета – Министерству финансов РБ. Оно определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, осуществляет межбюджетные трансферты, контролирует своевременное поступление доходов, а так же эффективное и целевое расходование бюджетных средств.
Исполнение бюджетов осуществляется на основании бюджетной росписи. Бюджетная роспись – это распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджетов по кварталам года в соответствии с бюджетной классификацией.
Посмотреть Закон о бюджете и Приложение к семинарскому!!!
Бюджетная роспись республиканского бюджета утв. Министерством финансов в течении 1 месяца после утверждения бюджета. Бюджетная роспись бюджетов областного и базового уровней утверждается руководителем местного финансового органа. по бюджетам первичного уровня бюджетная роспись утверждается председателем исполнительного комитета первичного уровня.
В РБ действует казначейская система исполнения бюджета. Органы государственного казначейства созданы в системе Минфина и включают в себя Главное государственное казначейство и территориальные органы казначейства.
Управление денежными средствами бюджетов осуществляется ос счетов по учету бюджетных средств республиканского и местных бюджетов, открытых Минфину и его территориальным органам. В совокупности эти счета составляют единый казначейский счет.
Через единый казначейский счет осуществляется операции со средствами бюджета, распределяются регулирующие доходы. Казначейство осуществляет возврат и зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в бюджет, обеспечивает контроль, учет, составление отчетности. Так же казначейство осуществляет платежи от имени распорядителей средств бюджета (см. листик 2).
Бюджет исполняется оп доходам и по расходам. В соответствии со статьей 108 БюК исполнение по доходам предусматривает:
ü Зачисление доходов на единый казначейский счёт;
ü Проведение взаимозачёта налогов и денежных обязательств РОГУ;
ü Распределение регулирующих доходов и др. операции (учет и отчетность, анализ выполнения доходов, распределение ввозных таможенных пошлин государств-членов таможенного союз).
Исполнение бюджета по расходам включает:
Ø Установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств;
Ø Доведение бюджетных назначений до распорядителей и утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;
Ø Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
Ø Подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;
Ø Осуществление платежей (расходование бюджетных средств),
Ø Использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функция распорядителями бюджетных средств;
Ø Проведение взаимозачета задолженностей ЮЛ и денежных обязательств РОГУ.
5. Отчет об исполнении бюджета.
Отчет об исполнении республиканского бюджета составляется Минфином и в форме Закона до 1 марта вносится на рассмотрение Правительства. Отчёт составляется по такой же структуре как и утвержденный ранее бюджет.
Правительство в пятидневный срок направляет проект в КГК. А так же после рассмотрения проекта представляет его Президенту.
КГК проводит проверку отчета об исполнении бюджета и не позднее 15 мая составляет заключение, которое вносит на рассмотрение Президента.
Президент вносит в ПП проект закона не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. См. листик 2.
Отчет о республиканском бюджете утверждается законом. Отчет об исполнении местных бюджетов принимаются МСД. Они вносятся на рассмотрение соответствующих советов местными исполнительными и распорядительными органами не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года.