Контроль использования средств государственного бюджета

Осуществление расходов на основе бюджетных программ предусматривает выделение конкретных исполнителей программы, то есть тех, кто непосредственно отвечает за выполнение программы.

До 2002 года средства из государственного бюджета предусматривались по перечню соответствующих функций (в соответствии с функциями государства). Таким образом, ответственность за использование средств государственного бюджета, предусмотренных по этим функциям, полагалась на несколько главных распорядителей (ответственных исполнителей). Осуществление расходов бюджета по программам предусматривает, что ответственность при выполнении поставленных программой целей, задач, а также показателях результативности программ должна возлагаться лишь на одного ответственного исполнителя для того, чтобы в случае несоответственно выполнения программы можно было проанализировать количественные и качественные факторы, которые повлияли на отклонение от запланированных показателей результативности, то есть выяснить, отчего это случилось, и разработать и принять соответствующие меры.

Начиная с 2002 года, в Законе о Государственном бюджете Украины бюджетные назначения устанавливаются главному распорядителю в разрезе ответственных исполнителей за всеми бюджетными программами.

Ответственный исполнитель непосредственно обеспечивает выполнение одной или ряду бюджетных программ в системе главного распорядителя и представляется юридическим лицом.

Ответственными исполнителями могут быть:

• главный распорядитель бюджетных средств - по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом;

• распорядители средств государственного бюджета низшего уровня и получатели средств государственного бюджета, которые выполняют бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Ответственного исполнителя определяет главный распорядитель по согласованию с Министерством финансов Украины в процессе формирования проекта государственного бюджета на следующий год.

В процессе формирования государственного бюджета есть свои особенности: ответственные исполнители в установленном главным распорядителем порядка обеспечивают составление бюджетных запросов по каждой бюджетной программе, за выполнение которой они отвечают.

Во время определения бюджетной программы главным распорядителям бюджетных средств необходимо четко осознавать, каким образом измерять результаты ее реализации. Например, это может быть количество (объем) конечного продукта или услуг. В то же время, цель программы может быть слишком сложной и не поддаваться количественному измерению. В таком случае под "результатом" можно понимать:

• возможность эффективно выполнять свои функции;

• непосредственный продукт (товары или услуги);

• полезность конечного продукта для общества или отдельных категорий населения (молодежи, пенсионеров и тому подобное);

• количество или вид категории населения - получателей конечного продукта;

• изменения, к которым может привести реализация бюджетной программы.

Такой подход в свою очередь требует разработки результативных показателей результативности. Использование результативных показателей для оценки расходов бюджета будет иметь важное значение для планирования бюджетных программ, поскольку позволит четко показывать отдачу от использованных бюджетных средств и экономичность (соотношение результатов и расходов); подтвердит необходимость этих программ и их действительное соответствие поставленной цели; а также даст возможность сравнивать успешность выполнения аналогичных программ (например, образовательных) разными главными распорядителями бюджетных средств и оценивать динамику их осуществления, что, в конечном итоге, позволит отбирать наиболее эффективные бюджетные программы при распределении ограниченных бюджетных ресурсов.

Результативные показатели группируются по таким типам:

1. показатели затрат;

2. показатели продукта;

3. показатели эффективности;

4. показатели качества.

Применение результативных показателей дает возможность четко показать эффективность использования бюджетных средств, соотношения достигнутых результатов и расходов, длительность выполнения бюджетной программы, ее необходимость и соответствие определенной цели, а также сравнивать результаты выполнения бюджетных программ в динамике по годам и между главными распорядителями бюджетных средств, определять самые эффективные бюджетные программы при распределении бюджетных средств.

Применение результативных показателей способствует качественному и количественному анализу состояния выполнения бюджетной программы в части финансового обеспечения реализации ее мероприятий и эффективности выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: