Теория справедливости Адамса

Теория ожидания Врума

Представление людей о том, в какой мере их действия приведут к необходимому результату (выполнению работы, получению справедливого вознаграждения), на­зывается ожиданием. Ожидание определяется на основе анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции и ока­зывает значительное влияние на активность человека, его стремление к достижению поставленной цели, Поскольку ожидание является вероятностной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1.

Теория ожидания Врума базируется на том, что человек ожидает и н адеется, что выбранный тип поведения позволит достичь цели и получить желаемое вознаграждение, т.е. в полной мере удовлетворить свои потребности. В соответствии с этой моделью мотивация человека (сотрудника) к труду определяется вероятностной оценкой ожидания трех взаимосвязанных факторов (событий);

- во-первых, ожидания в отношении затрат труда к полученным результа­там (затраты-результат – «З-Р») - оценка вероятности того, что работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов перво­го рода);

- во-вторых, ожидания в отношении достигнутых результатов к возможным вознаграждениям ("результат-вознаграждение" - "Р-В") оценка вероятности того, что его успех будет замечен руководителем и вознагражден (ожидание результатов второго рода);

- в-третьих, ожидания в отношении степени относительного удовлетворе­ния (валентность вознаграждения) за достигнутые результаты ("вознаграждение - ценность" - "Ц-В").

Если в процессе достижения результата или после достиже­ния результата, ожидания окажутся неадекватными затраченным усилиям, то у человека возникает чувство неудовлетворенности и, как следствие, демотивация к дальнейшему производительно­му труду. Поэтому лозунг теории ожидания: "Делай только то, что вознаграждается!"

Другой концепцией в рамках процессного подхода является теория справедливости Дж. Адамса. Теория справедливости базируется на субъективной оценке и сравнении сотрудником полученного вознаграждения с затра­ченными усилиями, с вознаграждениями других сотрудников за аналогичную работу. Адамс утверждает, что на мотивацию человека влияет справедли­вость оценки его успехов в сравнении как с предыдущими периодами, так и, самое главное, с достижениями других людей.

По мнению Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношения: индивидуальных доходов и доходов других лиц, а так же индивидуальных затрат и затраты других лиц.

При этом в затраты включаются не только усилия по выполнению данной рабо­ты, но и стаж, уровень квалификации, социальный статус и проч.

Если человек видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к остальным, он ощущает удовлетворенность и будет добросовестно трудиться. В противном случае происходит демотивация личности, снижение деловой активности.

Чувство неудовлетворенности может возникнуть даже при высоком абсолютном уровне вознаграждения, а о низком и говорить не приходится. Так, сегодня в России только 16 процентов рабочих и 6,3 процента специалистов считают, что их заработок соответствует трудовому вкладу.

Недовольный работник начинает «восстанавливать справедливость», требуя по­вышения заработной платы, улучшения условий труда, продвижения по службе. При этом используются различные противоправные способы увеличения дохода; регулирование личной производительности (темпа и рациональности работы); пе­реход в другое подразделение или увольнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: