Теория ожидания Врума
Представление людей о том, в какой мере их действия приведут к необходимому результату (выполнению работы, получению справедливого вознаграждения), называется ожиданием. Ожидание определяется на основе анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции и оказывает значительное влияние на активность человека, его стремление к достижению поставленной цели, Поскольку ожидание является вероятностной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1.
Теория ожидания Врума базируется на том, что человек ожидает и н адеется, что выбранный тип поведения позволит достичь цели и получить желаемое вознаграждение, т.е. в полной мере удовлетворить свои потребности. В соответствии с этой моделью мотивация человека (сотрудника) к труду определяется вероятностной оценкой ожидания трех взаимосвязанных факторов (событий);
- во-первых, ожидания в отношении затрат труда к полученным результатам (затраты-результат – «З-Р») - оценка вероятности того, что работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов первого рода);
- во-вторых, ожидания в отношении достигнутых результатов к возможным вознаграждениям ("результат-вознаграждение" - "Р-В") оценка вероятности того, что его успех будет замечен руководителем и вознагражден (ожидание результатов второго рода);
- в-третьих, ожидания в отношении степени относительного удовлетворения (валентность вознаграждения) за достигнутые результаты ("вознаграждение - ценность" - "Ц-В").
Если в процессе достижения результата или после достижения результата, ожидания окажутся неадекватными затраченным усилиям, то у человека возникает чувство неудовлетворенности и, как следствие, демотивация к дальнейшему производительному труду. Поэтому лозунг теории ожидания: "Делай только то, что вознаграждается!"
Другой концепцией в рамках процессного подхода является теория справедливости Дж. Адамса. Теория справедливости базируется на субъективной оценке и сравнении сотрудником полученного вознаграждения с затраченными усилиями, с вознаграждениями других сотрудников за аналогичную работу. Адамс утверждает, что на мотивацию человека влияет справедливость оценки его успехов в сравнении как с предыдущими периодами, так и, самое главное, с достижениями других людей.
По мнению Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношения: индивидуальных доходов и доходов других лиц, а так же индивидуальных затрат и затраты других лиц.
При этом в затраты включаются не только усилия по выполнению данной работы, но и стаж, уровень квалификации, социальный статус и проч.
Если человек видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к остальным, он ощущает удовлетворенность и будет добросовестно трудиться. В противном случае происходит демотивация личности, снижение деловой активности.
Чувство неудовлетворенности может возникнуть даже при высоком абсолютном уровне вознаграждения, а о низком и говорить не приходится. Так, сегодня в России только 16 процентов рабочих и 6,3 процента специалистов считают, что их заработок соответствует трудовому вкладу.
Недовольный работник начинает «восстанавливать справедливость», требуя повышения заработной платы, улучшения условий труда, продвижения по службе. При этом используются различные противоправные способы увеличения дохода; регулирование личной производительности (темпа и рациональности работы); переход в другое подразделение или увольнение.