Теория Ф. Герцберга
В соответствии с теорией Ф. Герцберга на производственную деятельность человека оказывают влияние две группы факторов:
Гигиенические факторы (внешние):
политика фирмы и администрации,
условия работы,
заработок,
межличностные отношения с руководителями, коллегами и подчиненными,
степень непосредственного контроля за работой и др.
Факторы мотивации (внутренние ):
успех,
содержание работы,
осознание своих достижений,
продвижение по службе,
признание и одобрение результатов работы,
высокая степень ответственности,
возможность творческого и делового роста.
Гигиенические факторы могут лишь вызвать чувство неудовлетворенности работой (при их отсутствии), но они не могут быть причиной удовлетворенности работой и не являются мотивацией на высокопроизводительный труд;
Отсутствие факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, однако их наличие в полной мере вызывает удовлетворенность и мотивирует человека на более производительный труд.
|
|
Мотиваторы — это те факторы, которые повышают эффективность работы человека и/или его удовлетворенность, поскольку соответствуют его внутренним потребностям (мотивам), которые в настоящий момент не удовлетворены частично или полностью.
Важно помнить:
· Мы рассматриваем весь комплекс мотиваторов, а не только материальные стимулы.
· В реальной жизни один и тот же ФАКТОР может быть использован для удовлетворения различных потребностей человека в зависимости от того, как именно он будет преподнесен.
· Мотивы, потребности и ценности индивидуальны, они не могут быть абсолютно идентичными для какой-то социальной группы или для всех сотрудников организации.
· Очень многие руководители склонны приписывать сотрудникам собственную мотивацию (это опять-таки связано со склонностью человека к проекции), что ведет к большому количеству ошибок в управлении. Избежать такой ситуации можно, правильно оценив будущего сотрудника и его мотивацию в ходе интервью.
· Мотивы могут меняться с течением жизни и развитием карьеры человека как под влиянием внешних, объективных, факторов, так и в связи с развитием и изменением личности. Это означает, что диагностику мотивации необходимо периодически проводить заново.
· Для большинства людей характерна мотивация, основанная на нескольких мотиваторах, которые определенным образом соотносятся друг с другом. При проведении анализа карты мотиваторов мы должны принимать в расчет не какой-то один из факторов, а их последовательность и приоритетность.
Оценить основные мотиваторы можно, используя различные подходы в интервьюировании и управленческом общении. Одним из этих подходов является постановка проективных вопросов.
|
|
Примеры проективных вопросов:
- Что стимулирует людей к эффективной работе?
- Что именно ценят люди в работе?
- Почему человек выбирает ту или иную профессию?
- Что может вынудить человека уволиться?
- Что делает работу коллектива наиболее продуктивной?
- В каком коллективе сотрудники чувствуют себя наиболее комфортно?
- Какие черты характера наиболее значимы для успешного общения с людьми?
- Почему люди стремятся сделать карьеру?
1. Проективные вопросы. Методика основана на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какой-то персонаж.
Проективные методики основаны на том, что человек склонен проецировать, т.е. переносить свой жизненный опыт и представления на действия других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажи и т.п. Принцип проективных методик очень хорошо подходит к ситуации интервью благодаря меньшей вероятности социально желательных ответов.Вот несколько правил, соблюдение которых даст нам возможность получить высоконадежный результат оценки.
· Вопросы задаются в быстром темпе, отвечающего просят дать первый пришедший ему в голову ответ или несколько вариантов ответа. Первое, о чем подумал отвечающий, и есть значимый для него фактор.
· Вопрос должен подводить к оценке других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально желательных или заведомо ложных ответов, которые кандидат дает, желая произвести хорошее впечатление.
· Форма вопросов должна быть открытой (т.е. вопрос начинается с вопросительного слова и предполагает развернутый ответ).
· Вопросы не должны группироваться по тематическим блокам (например, нельзя задавать подряд несколько вопросов, раскрывающих мотивацию), поскольку кандидат, поняв принцип интервью, сумеет «подстроиться» под вопросы и начнет давать социально желательные ответы.
· Желательно, чтобы проективные вопросы имели смысловую связь с предшествующим контекстом, т.к. в этом случае они будут звучать более естественно и не привлекут к себе особого внимания кандидата (чрезмерное внимание к какому-то вопросу всегда снижает достоверность информации и повышает вероятность получения социально желательного ответа).
Анализ карты мотиваторов:
Мотиватор | Интерпретация | Выводы |
Деньги, мат. стимул, зарплата | Слишком велик интерес к материальному аспекту | Человек мотивируется только деньгами, поэтому чрезвычайно желательно сформировать у него дополнительные мотиваторы, в противном случае он с легкостью поменяет работу, исходя только из материальных соображений |
Данные мотиваторы не упоминаются вообще | Материальный фактор практически не имеет значения | Надо иметь в виду, что при потере интереса или субъективных стимулов человек часто перестает работать эффективно |
Соответствие оплаты результатам труда, справедливость оплаты, оплата в соответствии с вкладом | Большое значение имеет не столько сумма вознаграждения, сколько восприятие ее сотрудником как справедливой или несправедливой в соотношении с результатами труда | Для такого человека самое главное — справедливость оплаты труда. Ему необходимо понимание причинно-следственных связей, о чем следует помнить, для того чтобы эффективно им управлять |
Оценка, похвала, вознаграждение и т.п. | Внешняя референция, наиболее значимыми для человека являются факторы внешней субъективной оценки | Такого сотрудника необходимо хвалить. Следует проявлять осторожность, критикуя его или давая негативную оценку его деятельности |
Слава, почет и т.п. | Человек слишком ориентирован на признание, часто имеет серьезные комплексы | Необходимо быть очень осторожным при оценке деятельности такого сотрудника, т.к. желание быть на виду очень часто становится самоцелью. Такой человек нередко может вступать в конфликты для того, чтобы выделиться |
Карьера, карьерный рост, перспектива и т.п. | Ориентация на карьерный рост. Если данный мотиватор встречается более одного раза, это свидетельствует о преувеличенной значимости карьерного роста | Сотрудник эффективен, если видит перспективы карьерного роста. Не стоит принимать таких людей на «тупиковые» должности. Если они не видят перспектив, то могут вступать в конкуренцию с руководителем, проявлять амбициозность |
Возможность избежать неприятностей ит.п. | Судя по всему респондент относится к «избегающему типу» | Во многих случаях для такого сотрудника более эффективно наказание, нежели поощрение. Его могут отличать низкая самооценка и неуверенность в себе |
Гигиенические факторы | Значимы факторы внешнего комфорта; возможен негативный опыт в данной сфере деятельности | Решение о приеме на работу такого претендента принимается в зависимости от ответа на предыдущий вопрос. Данная мотивация неприемлема для высоких позиций |
|
|