Причины и уровни конфликтов
Конфликт может иметь внутренние причины:
- Порожденные трудовым процессом;
- Вызванные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
- Причины коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива.
Внешние причины (находящиеся за пределами организации)
- Экономические, политические трудности в государстве;
- Сложности, проблемы в личной жизни.
Также выделяют причины, порожденные трудовым процессом:
- Взаимозависимость задач, т.е. один человек или группа зависит в выполнении задачи от другого человека или группы;
- Перенос проблем, решение которых должно было бы идти по вертикале на горизонтальный уровень отношений.
- Различие в целях, т.е. специализированные подразделения предприятия, уделяют больше внимание своим частным целям, которые могут не совпадать с целью других подразделений и целью предприятия в целом.
- Распределение ресурсов, т.е. необходимость делить ресурсы, которые всегда, как правило, являются ограниченными, очень часто ведет к конфликтам.
|
|
- Неудовлетворительные коммуникации – плохая передача информации может мешать отдельным работникам или группам понять ситуацию или точки зрения других.
- Невыполнение функциональных обязанностей в системе руководства в подчинении.
- Несоответствие поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям.
Причины конфликтов вызванные психологическими особенностями человеческих отношений:
- Не благоприятная психологическая атмосфера в коллективе;
- Плохая психологическая коммуникация, т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, а также не считаются с потребностями каждого;
- Симпатии и антипатии людей, ведущие их к совместимости или не совместимость людей;
Причины конфликта коренящихся в личном своеобразии членов коллектива:
- Различие в стиле и манере поведения;
- Различие в чувствах и эмоциональности;
- Различие в восприятии жизненных ценностей и т.д.
Уровни конфликтов в организации:
1. Внутри личности –противоречивые требования руководителей к работнику
2. Между личностями – вовлекает 2 или более индивидов, если они воспринимают себе в аппозиции друг к другу.
3. Внутри группы или конфликт между личностью и группой – возникает, когда личность занимает позиции, отличающиеся от позиций группы.
4. Между группами – противостояние или столкновение групп в организации.
Тема 6.4 Управление конфликтами
Конструктивное разрешение конфликта зависит от 4 факторов:
1. Адекватность восприятия конфликтов – это означает о возможностях не искаженную личными пристрастиями оценку как собственных действий, намерений и позиций, так и действие, намерении и позиций оппонентов.
|
|
2. Открытость и эффективность общения – означает открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны честно высказывают понимания происходящего.
3. Создание атмосферы взаимного доверия – необходимого для сотрудничества и группового решения проблем.
4. Определение существа конфликта – для определения существа конфликта и конструктивного его разрешения нужно чтобы стороны согласовали свои представления о сложившейся ситуации.
После этого они вырабатывают определенную стратегию поведения.
1. Определение основной проблемы, которая привела к конфликту;
2.Определение главных участников конфликта;
3. Определение основных потребностей и опасений для каждого их участников конфликта, при этом необходимо выяснить мотивацию, стоящая за их позициями.
После выявления реальных потребностей и опасений может быть составлена карта конфликта, в которой отражается следующая информация:
- Проблема;
- Участники (имя, наименование)
- Потребности; (краткая формулировка)
- Опасение (должны быть сделаны самими участниками конфликта)
4. Поиск возможных путей разрешения конфликта;
5. Совместное решение о выходе из конфликта – на этом этапе определяется наиболее подходящий способ разрешения противоречий, удовлетворяющий все участвующие стороны;
6. Реализация намеченного способа разрешения конфликта (важно придерживаться стратегии действие)
7. Оценка эффективности усилий предпринятых для разрешения конфликтов на основании результата оценки делается вывод о необходимости продолжения работы над проблемой.