double arrow

ПРЕДИСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ


ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Основные социально-политические идеи античности.

2. Ученые средневековья и их вклад в развитие социального
знания.

3. Эпоха Возрождения, Нового времени и Просвещения.

Как и любая дисциплина, социология имеет свои теоретические истоки. Само появление научного интереса к обществу связано с определёнными изменениями в самом обществе. Первые упоминания об обществе и отношениях между людьми зафиксировано в мифах, и им на смену приходили первые примитивные научные знания.

Философия стала исторически первой формой теоретического знания. Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:

- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы XIX века),

- классическому (50-е годы XIX века - начало XX века),

- современному (начало XX века - до настоящего времени).

Для каждого этого периода характерны свои особенности. Первыми социальными философами, которые изучали общество, его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые. Их интересовало функционирование государства и общества в целом.

Платон (427-347 гг. до н.э.) царского рода. Написал по социально-политическим вопросам “Государство” и “Закон”. Хотел быть писателем-драматургом, но стал философом (около 30 произведений - в форме диалога). В “Государстве” автор рисует идеальное общественное устройство по аналогии с человеческой душой. 3 начала души Þ 3 сословия:

- разумное (правители = философы);

- воинственное (войны);

- созидательное (земледельцы и ремесленники).

Сословное деление общества обеспечивает прочное государство и соц. справедливость (занимайся своим делом и не вмешивайся в чужие дела). Переход в другое сословие – преступление. Первые 2 сословия: общность имущества и быта, жен и детей, а в 3-м разрешал иметь деньги, торговать на рынке. Показал роль разделения труда. Этот соц. проект Платон трижды пытается осуществить на Сицилии.

После этого пишет работу “Законы”, где описывает общественный строй, приближается к реалии. Платон здесь отказывается от коллективной собственности правителей и воинов, отказывается от деления на 3 сословия по естеству и стал делить на 4 класса, которые не успел назвать. Ремесла и торговлю поручает чужеземцам, а земледелие рабам. Что же остается свободным грекам? Только политическая деятельность и войны. Государственное устройство вообще должно придерживаться середины между монархическим и демократическим.




Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона. Родился в семье будущего придворного врача, учитель А. Македонского. В работе “Политика” доказывает, что от природы одни люди свободные, другие – рабы. “Варвар” Þ “раб”. Быть рабами полезно и справедливо (по Аристотелю). Свободные по своему уму способны предвидеть, планировать, властвовать, а рыба не способны прогнозировать события, подвластны. Говорит, что природа желает, чтобы физическая организация свободных отличалась от физической организации рабов (свободные – прямоходящие, им трудно нагибаться Þ работать). У рабов гибкое тело, созданы для физического труда. Рабы – одушевленное орудие. Рабы и рабовладельцы нужны друг другу. Самое правильное гос. устройство – “полития” (близко к современному пониманию демократиии).

В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья – Аврелия Августина (IV–V вв.) и Фомы Аквинского (XIII в..

По Августину противостояние двух начал – грешного и божественного – составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного провидения. Неравенство – необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка – великий грех перед государством и церковью.



Крупнейший католический идеолог – Томас Аквинат (Фома Аквинский), 1225- 1274 гг. Его учение было объявлено истиной философией католицизма. Использовал учение Аристотеля, который считал основой всего Космос, на место которого Фома Аквинский поставил Бога, религию. В Космосе – порядок, иерархия, и у Бога тоже Þ сословия установлены Богом Þ нельзя выступать против установленного порядка. Дело гос-ва – сохранить мир. Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис «Философия – служанка богословия».

Эпоха Возрождения и Новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли – лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей – частная собственность. Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства.

Новое направление представляют Мюнцер (1590-1525 гг.), Мор (1478-1535 гг.), Кампанелла (1568-1639 гг.). В своих трудах они осуществили попытку создания моделей социального государства, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы. Их потребности удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством.

Работа Т. Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название этому направлению социально-политической мысли – утопическому социализму. 2 части:

1. Мор критикует существовавшие в Англии общественные порядки. Короли завоевывают земли, но не обустраивают их. Знать жила в праздности. Томас Мор желал все это исправить. Возможны законы, устанавливающие пределы владения имуществом. Распределение должностей по уму. Затем Томас Мор сказал, что эти законы – примочки для умирающего больного, т.к. сохраняется частная собственность.

2. Идеальное гос-во Утопия посещалось вымышленными путешественниками. Общественная собственность, коллективный труд, справедливое распределение его результатов. Женщина = мужчинам, получали образование, могли быть священниками. Питание коллективное и семейное по желанию. Одежду люди получают. Работают 6 часов, но всего хватает, т.к. главное – не материальное богатство, а духовное. Свободное время они занимаются наукой и искусством. Политические устройство смешанное (монархия – король, аристократия – сенат; демократия – народное собрание). Разрешена любая религия.

Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монах, социальный мыслитель и философ Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.).

Период Нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция (1583-1645 гг), Т.Гоббса(1588-1645 гг.), Б.Спинозы (1632-1677 гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.

Эпоха Просвещения (XVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704 гг.), Ш. Монтескье ( 1689-1755 гг.), Ж.-Ж.Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), Гельвеция (1715-1771 гг.), Гольбаха (1723-1789 гг.) и др.

Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И.Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др.

Ш. Монтескье начал изучение проблематики так называемого гражданского общества, исследовал типы политических устройств. При этом он вышел за пределы уравнивания государства с обществом, но политические характеристики общества преподносил как основные, заслуживающие наибольшего внимания обществоведов. В своем труде «О духе законов» он показал, что за многообразием случайных явлений, обычаев, нравов, привычек, кроются глубокие причины, вызванные самой природой вещей, т.е. объективные законы, и что все социальные явления можно объединить в типовые группы. Он выделяет три вида законов: гражданские, уголовные и законы политического строя. Эта близкая к социологической постановка проблемы не была им реализована в полной мере.

И.Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и личности как главной, центральной ценности.

Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них – внутренние общественные противоречия.

Жан-Жак Руссозавершил разработку теории общественного договора, начатой Ш. Монтескье. В трактатах «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре» и других он критиковал современное ему общество и предложил идеальную модель общественного устройства. И то, и другое делалось им на базе рассуждений о «естественном состоянии» дообщественного человека.

Адам Смит (1723–1790) – известен как классик буржуазной политэкономии, стимулировавший социологические исследования капиталистического общества и вооруживший социологов рядом оригинальных идей. Главная из них – осмысление общества не только и не столько как государства, сколько как «трудового и менового союза людей», т.е. как экономической системы. Не отрицая нужности познания политических отношений, он настаивал на первостепенной важности изучения экономических взаимосвязей людей.

Итак, объединенными усилиями Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Смита и других мыслителей XVIII – начала XIX вв. обществоведение было доведено до такого состояния, когда возникла потребность в создании новой науки об обществе, основанной на интеграции достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

Среди ученых XIX века необходимо выделить социалистов-утопистов А.Сен-Симона (1760-1825 гг.), Ш.Фурье (1772-1837 гг.) и Р.Оуэна (1771-1858 гг).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: