История американской социологии
В Америке социология как наука относительно сформировалась в 90-е гг. XIX столетия. Возникают первые курсы, кафедры, журналы и общества. Первый в мире социологический факультет открылся в 1892 г. в Чикаго.
В европейской социологии нет таких точных дат, поэтому ее история более субъективна, основана на биографиях ученых. В период своего становления американская социология ничем не отличалась от европейской школы. Не было новых теорий и гениальных открытий. И только в XX в. американская социология набирает бурные темпы в развитии новых подходов, существенно продвигая мировую социологию.
Две причины этого:
1. высшее образование, и 2) социальные реформы.
В конце XIX в. в Америке появились "демократические" университеты, которые не были обременены средневековыми пережитками европейской системы образования. В них полноценно развивались кафедры гуманитарных и социальных наук. Университеты готовили тех специалистов, в которых больше всего нуждалась страна. Среди таковых была нужна специальность для решения социальных проблем из-за бурного роста городов и притока эмигрантов из Европы.
|
|
Очень многие из ранних американских социологов были священниками или сыновьями таковых. Некоторые имели религиозное образование или служили миссионерами. Глубоко внутренняя гуманная ориентация личности этих ученых дала свой толчок и выразилась в посвящении себя служению людям, обществу.
Ластер Франк Уорд (1841-1913) – основатель классической американской социологии (книги: “Динамическая социология”, “Чистая социология”, “Прикладная социология”) создал первые в США учебники по социологии.
Уорд считал главной целью своей жизни создание социологической системы, которая помогла бы достичь человечеству расцвета и благосостояния. Он писал: “Предмет социологии – человеческие достижения”.
1. Чистая социология – имеет дело с истоками и процессом развития социальных явлений (генезиз)
2. Прикладная социология – касается изменений в обществе, которыми люди управляют (телезис)
Генезис и телезис – это два начала, природное и социальное, которые борются и дополняют друг друга. Общество – царство телезиса, т.е. индивидуальной свободы, управляемой на основе разумно поставленных целей и законов. Человек раздвоен между природой и социумом (врожденным и приобретенным). Он является “мостиком” между природой и обществом. Обуздав свои эмоции и научившись ими управлять, человек ставит осознанные цели и контролирует их разумом, т. о. он входит в поле действия телезиса. Человеческое общество, как и сам человек, противоречиво и раздвоено.
|
|
Европа определяет социологию как науку, изучающую общество в целом. До сих пор, общество как целостная система изучается европейской социологией.
В США социология – это наука о поведении людей, масс. Упор делается на поиски взаимосвязей, взаимозависимости явлений. Широко применяются психологические знания.
Современная американская социология состоит из большого числа школ, течений, направлений. Толчок к разнообразию социологических концепций дал российский социолог Питирим Сорокин. Его ученики, сторонники и оппоненты создавали эти концепции и развивали в течение XX в.
Несколько научных парадигм в современной западной социологии признаются равноценными и взаимодополняющими:
1. функционализм;
2. конфликтология;
3. символический интеракционизм.
Функционализм в социологии. Сторонники этого подхода утверждают, что общество в целом и его отдельные части очень тесно взаимосвязаны. Эти связи закрепляются функциями.
Нет никакой необходимости говорить о внутреннем содержании социологических фактов, а надо анализировать реальные последствия, которые связаны с фактами и объектами. В этих последствиях и проявляют себя функции.
Роберт Мертон(1910…) – наиболее яркий сторонник функционализма в социологии. Он разработал свод методологических и теоретических правил, которые позволяют систематизировать все запутанные явления жизни общества.
Это – теории среднего уровня – теории между частными рабочими гипотезами и попытками дать единую концептуальную теорию, которая все объяснит. Мировоззренческий подход к анализу социальной действительности. Социология не должна заниматься общими разговорами, не тащиться в хвосте эмпирических событий, не фиксировать факты, а систематизировать их и давать им теоретическую интерпретацию.
В основе теории среднего уровня Мертон положил понятие “функциональность”, содержащее три главные мысли:
1. Постулат функционального единства, он находится в глубине социального факта. Факты функционально определены, они несут в себе возможность объединения социологической жизни.
2. Постулат универсальности функционализма – все имеющиеся формы культуры несут в себе функциональные свойства, требующие аналитического исследования.
3. Постулат принадлежности – функции обладают неизбежностью, это ведет к функциональной детерминированности вех институтов общества.
Объектом функционального анализа могут стать социальные явления, которые повторяются. Объективные следствия, которые вытекают из социального явления – главное содержание функционализма.