Планирование и финансирование расходов на подготовку кадров

Подготовку кадров настоящее время в РФ осуществляют:

1) профессионально-технические лицеи,

2) средние специальные учебные заведения;

3) высшие учеб­ные заведения.

Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовкикадров, которая осуществляется на базе ВУЗов, СУЗов с применением системы курсов переподготовки кадров и повышения квалификации.

Планирование и финансирование расходов на учреждения начального и среднего профессионального образования. Главная задача указанны учебных заведений — подготовка квалифицированных специа­листов с начальным и средним профессиональным образовани­ем (рабочих и служащих), имеющих необходимые теоретические знания и практиче­ские навыки по специальности, для различных отраслей эконо­мики и непроизводственной сферы страны. Ответственность за финансовое обеспечение указанных учреждений возложена на субъекты РФ, таким образом, финансирование данных учреждений производится из региональных бюджетов. Однако в настоящее время наблюдается спад количества поступающих на обучение в эти учреждения, что обусловлено демографическими проблемами, сокращением количества выпускников школ.

Деятельность учреждений начального профессионального образования определяется в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 г №650.

Деятельность учреждений среднего профессионального образования определяется в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 г №160 и к ним относятся: техникумы (училища, школы), колледжи, техникумы-предприятия.

Основные показатели при расчете затрат на средние специ­альные заведения:

• среднегодовое число учащихся;

• количество групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число учащихся (студентов) определяется по формуле:

— среднегодовой контингент студентов;

контингент на начало года;

выпуск студентов (например, с 1 июля);

прием студентов (например, с 1 сентября).

Расходы на текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную плату с начислениями, выпла­ту стипендий, учебные, хозяйственные и прочие расходы.

Основная статья расходов средних специальных учебных за­ведений — заработная плата.

Фонд заработной платы планируется с учетом среднегодо­вого числа групп учащихся, которое определяется по переходя­щим группам — исходя из фактической наполняемости (25— 30 учащихся), по новому приему — по плановой наполняемости. Среднегодовое число групп рассчитывается в зависимости от сроков выпуска и приема.

В фонд заработной платы средних учебных заведений входят:

1) заработная плата педагогического персонала;

2) доплата за проверку письменных работ;

3) руководство предметными комиссиями;

4) заведование лабораториями и кабинетами;

5) классное руководство;

6) заработная плата учебно-вспомогательного и администра­тивно-обслуживающего персонала.

Фонд заработной платы педагогического персонала опреде­ляется исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала планируется по среднегодово­му количеству штатных единиц и средней ставке заработной платы. Численность персонала определяется штатным расписанием.

Расходы на выплату стипендий и производственную практи­ку учащихся планируются, исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и ус­тановленных размеров стипендий.

Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчис­ляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного учащегося.

Планирование и финансирование расходов на высшие учебные заведения. В настоящее время в стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигно­вания направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специально­стям, необходимым для развития экономики и непроизводст­венной сферы страны. В данных типах учреждений сильнее, чем в других, проявляются рыночные механизмы финансирования, т.к. значительное количество студентов может обучаться на платной основе сверх государственного задания.

Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспе­чения, ставок заработной платы преподавателей и других пока­зателей.

Основным финансовым документом вуза служит смета, оп­ределяющая общий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение бюджетных ассигнований.

Министерства и ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения, приоб­ретение оборудования и инвентаря.

Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.

В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учеб­но-материальной базе. При сводном планировании расходы ис­числяются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число студентов определяется по формуле:

— среднегодовой контингент студентов;

контингент на начало года;

выпуск студентов (например, с 1 июля);

прием студентов (например, с 1 сентября).

При планировании учитывается возможный отсев студентов. В расходах на вузы значительный удельный вес имеет зара­ботная плата.

Вфонд заработной платы вузов включается зара­ботная плата штатного профессорско-преподавательского пер­сонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, ве­черних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и про­чего персонала. Штаты профессорско-преподавательского соста­ва по должностям определяет и утверждает ректор вуза в преде­лах численности учащихся и фонда заработной платы, установ­ленных для этой категории работников.

1. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.

Количество должностей определяется по расчетным коэффи­циентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного пре­подавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, ве­черних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от ученого звания и ученой степени.

В вузах профессора, доценты и преподаватели в течение шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответст­вии с учебным планом и планом научно-исследовательских ра­бот. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливают ректоры вузов.

2. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специа­листам, не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду за­работной платы штатного персонала.

3. Фонд заработной платы руководящих, административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала вузов определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объе­ма и специфики работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе типовых штатов.

4. Второе место по величине в расходах вузов занимают за­траты на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и ус­тановленных размеров стипендий. По высшим учебным заведе­ниям, имеющим очную аспирантуру, планируются также сти­пендии аспирантам. Стипендии, как правило, подразделяются на академические и социальные.

5. Учебные расходы и расходы на приобретение книг для библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиля подго­товки специалистов.

Расходы на производственную практику студентов определя­ются исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В эти расходы входят также оплата пре­подавателей за руководство практикой, оплата проезда к месту практики и обратно.

В расходах вузов планируются затраты на научно-исследова­тельскую работу кафедр, связанную с разработкой научных про­блем, проведением опытов, на научные командировки препода­вателей, подготовку и защиту диссертаций.

6. Расходы на инвентарь и оборудование для высших учеб­ных заведений планируются с учетом необходимости обеспече­ния их специальным оборудованием, компьютерами и хозяйст­венным инвентарем. Расходы на приобретение инвентаря и обо­рудования при сводном планировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубату­ры зданий и норм расходов на 1 м3.

В настоящее время при планировании и финансировании расходов на подготовку кадров внедряются новые методы и инструменты, среди них можно выделить:

1) программно-целевой метод;

2) метод бюджетирования, ориентированного на результат;

3) метод нормативно-подушевого финансирования расходов;

4) отмена тарифной системы оплаты труда и внедрение новой системы оплаты труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: