Как познание людьми друг друга

Общение как взаимодействие

Уровень передачи информации.

1. Вербальная коммуникация.

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используется речь.

2. Невербальная коммуникация

При невербальной коммуникации используются неречевые знаковые системы. К ним относятся:

1) оптико-кинестетическая система (воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз).

2) акустическая система:

– качество голоса коммуникатора: тембр, высота, громкость;

– интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им, речевые паузы, покашливания, смех.

1.2. Интерактивная сторона общения:

Взаимодействие (интеракция) – не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;

2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;

3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;

4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;

5) агрессия – минимизации выигрыша другого;

6) равенство – минимизации различий в выигрышах.

Соответственно, перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии.

1) Сотрудничество. Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);

2) Противодействие. Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

3) Компромисс. Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства (равенство).

4) Уступчивость. Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

5) Избегание. Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

1.3. Перцептивная сторона общения: общение

Перцептивная сторона общения (социальная перцепция) – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

В ходе социальной перцепции осуществляется:

1) эмоциональная оценка другого;

2) попытка понять причины его поступков;

3) прогнозирование его поведения;

4) построение собственной стратегии поведения.

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

– познание себя;

– познание партнера по общению;

– организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

– установление эмоциональных отношений.

Социальная перцепция обеспечивается рядом механизмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: